От редакции: Восстановились

Простые граждане поддержали своих руководителей сильной потребительской уверенностью в завтрашнем дне. По данным опроса Центра стратегических исследований “Росгосстраха”, индекс потребительских настроений, рассчитываемый исходя из оценки гражданами перспектив роста экономики и личных доходов, резко вырос даже по сравнению с прошлым годом (121,4% против 115%, где 21,4% – разница между положительными и отрицательными ответами). Россияне рассчитывают на повышение доходов в среднем на 36% за 5–7 лет.

Уходящий год был отмечен сохранением и ростом потребительского оптимизма россиян, как высокопоставленных, так и обычных. Президент Путин, например, вчера выразил удовлетворение темпом роста российской экономики и дал высокую оценку работе правительства в 2006 г. Экономика, по его словам, выросла на 6,9% за год, фондовый индекс – на 65%, прямые инвестиции – на 55,5%. Вице-премьер Александр Жуков, отчитываясь недавно перед депутатами Думы, сказал, что реальные денежные доходы населения выросли за год на 11,5%, а реальная зарплата – на 13,2%. И даже число умерших за январь – сентябрь 2006 г. на 98 000 человек меньше, чем в январе – сентябре 2005 г. Министр финансов Алексей Кудрин в сентябре заявил, что российская экономика может за 10 лет догнать экономики США, Германии или Франции. Он исходил из того, что за шесть лет Россия поднялась до инвестиционного рейтинга по версиям всех трех крупнейших рейтинговых агентств – прошла восемь ступеней. До рейтинга США, Германии или Франции остается семь.

Да и международные институты дают положительные прогнозы. Всемирный банк считает, что российская экономика будет расти в следующем году на 6,5%, а в 2008 г. – не менее чем на 5,5%. Инвестбанк Goldman Sachs предрекает ускоренный рост BRIC – Бразилии, России, Индии и Китая. В 2035 г. они обгонят шестерку самых развитых стран мира.

По данным всемирного предновогоднего исследования Voice of the People, в котором принял участие Romir monitoring, 43% жителей планеты полагают, что следующий год будет лучше, чем предыдущий. “Типичный” россиянин соответствует среднему уровню оптимизма: 42% надеются на позитивные изменения, столько же считают, что ничего не изменится, и 15% уверены, что новый год принесет больше плохого. При этом в будущий экономический подъем верят 26% россиян (против 23% в мире), 17% уверены в обратном (в мире – 31%), 56% полагают, что все будет по-прежнему (46% в мире).

Любопытно, кстати, что наибольший оптимизм традиционно отмечается у жителей стран Африки – региона с самой сложной экономической ситуацией в мире. Россия не Африка, однако надо помнить об относительности ростовых показателей. Да, высокие темпы роста экономики, которые наблюдались на протяжение последних семи лет, сделали свое дело – в 2006 г. экономика России восстановилась до своего предкризисного уровня: объем ВВП дорос до показателей 1990–1991 гг.

Этот важнейший рубеж достигнут и в конкретных отраслях: потребление электроэнергии, которое в 90-е гг. падало, в прошедшем году тоже восстановилось до советского уровня, а в отдельных, наиболее экономически активных регионах и превысило показатели 1990 г.

На примере электроэнергетики легче всего понять, что означает для России достижение нового рубежа, – энергии, которая необходима для экономического роста, не хватает. Новые предприятия вынуждены становиться в очередь на подключение, ввод новых мощностей едва покрывает вывод из эксплуатации старых, дефицит электроэнергии, ставший реальностью уже в 2006 г., в ближайшие годы будет проявляться все ярче: причина же в том, что, как и в экономике в целом, у РАО ЕЭС колоссальная доля изношенного оборудования, требующего полной замены, а общего фонда мощностей не хватает даже на обслуживание того объема спроса, который был в прошедшем году. Из-за энергодефицита открытие новых производств в поствосстановительном периоде российской экономики будет затруднено, но не легче будет и с развитием уже имеющихся – износ оборудования, перезагрузка существующих мощностей становится реальностью всех отраслей экономики. Если предел роста и не полностью исчерпан в 2006 г., то необходимо понимать, что потенциал роста старой экономики минимален – в каждой отрасли до пограничной точки, выше которой рост невозможен, уже рукой подать.

Конец восстановительного периода означает, что ресурсы для легкого, или восстановительного, роста исчерпаны. Дальнейший рост ВВП будет трудно стимулировать простым наращиванием производства и экспорта. Не легче будет стимулировать экономику через потребителей – в 2007 г. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности превысит $10 000. Это пороговое значение, после которого потребление теряет для людей основную часть своей ценности – после победы над голодом, насыщением предметами первой необходимости и товарами долгосрочного пользования начинается погоня за статусом. Россиянам для повышения собственного самочувствия понадобятся значительно большие усилия, нежели шопинг.

Настоящий вызов – качественный рост экономики, или, вернее, ее возрождение – только наступает: восстановление – удел спасателей, возрождение – задача всех россиян. Возможно, эта идея и станет тем подспорьем шопингу и нефтедолларам, которое будет необходимо россиянам после преодоления рубежа в $10 000 ВВП на душу населения.