Статья опубликована в № 1802 от 16.02.2007 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Скорбь солдат

Скорбь солдат

У эстонцев, кажется, не выйдет снести памятник советскому солдату на таллинском холме Тынисмяги: их президент пообещал не подписывать одобренный вчера парламентом закон, разрешающий подобные меры. Вот и слава Богу. Тут можно кстати вспомнить, что Тынисмяги в переводе с эстонского – это холм св. Антония, которого очень искушали и мучили разные демоны, что послужило сюжетом для множества прекрасных картин.

А все-таки интересно, почему эстонские законодатели так хотели извести памятник, который официально называется “Скорбящий солдат”. Вроде бы создан он эстонскими творческими силами – скульптором Энном Роосом и архитектором Арнольдом Аласом, причем последний был одним из тех, кого советская власть переселила из Эстонии без всякого на то его желания. Моделью для скульптуры послужил эстонский же солдат, некоторые желтые издания даже писали, что он был дезертир из Советской армии, но подтверждения этому нет. Похоронены на Тынисмяги реальные участники одного из боев за Таллин, одиннадцать из них русские, один украинец и одна еврейка, медсестра. Получается такой высокий символ: эстонский солдат скорбит над теми, кто отдал жизнь за... За что же?

Мы в России думаем так: за свободу мира от коричневой чумы; при Таллине случился всего лишь небольшой эпизод огромной победной битвы со всемирным злом.

Им в Эстонии, видимо, не так важна битва со всемирным злом, как то, что погибшие были также из армии захватчиков и что из одной зависимости эстонцы немедленно попали в другую, да еще новые захватчики повели себя гораздо более жестоко, чем прежние. Плюс, наверное, эстонцам не очень-то нравится, что памятник на Тынисмяги получил Сталинскую премию, с этим именем у них точно ничего хорошего не связано. И вообще в Эстонии многие считают, что во Второй мировой войне не было очевидных победителей и проигравших. Такая концепция.

Надо сказать, эстонцы довольно последовательны, примером чего служит демонтаж памятника эсэсовцам, который недолгое время постоял в городе Пярну. Его убрали, потому что хотя он и символизировал эстонского солдата, борца за свободу Эстонии, но обряжен этот солдат был в немецкую военную форму. Параллель провести несложно.

Впрочем, мы в России можем не учитывать эстонскую логику, как и эстонцы нашу. Для подавляющего большинства россиян Вторая мировая война называется Великой Отечественной и представляет собой единственную славную страницу во всей недавней истории отечества. Тогда было за что гибнуть, в том числе и под Таллином.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать