“Долгорукий” без руки

Телевидение раскручивает первого вице-премьера Сергея Иванова на фоне, к сожалению, немногочисленных достижений науки и промышленности. Выведенная в воскресенье из цеха в Северодвинске стратегическая атомная подлодка “Юрий Долгорукий” – несомненное достижение такого рода, несмотря на все претензии к этому проекту. Главная из претензий – отсутствие испытанного оружия для этой лодки, ракеты “Булава”, три последних пуска которой были неудачными.

Разработчик ракеты, генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов в недавнем интервью газете “ВПК” сетовал на развал производственной кооперации и поставку смежниками некачественных материалов как на главные риски, которые мешают создать ракету. Жаловался Соломонов и на отсутствие эффективной системы управления гособоронзаказом – благодаря бурной перестройке этой системы в последние два года она стала работать только хуже. Но все это не отменяет вопросов и к создателям ракеты, обещавшим в конце 1990-х гг. испытать ее по ускоренной схеме, без запусков со специальных стендов.

Соломонов по-прежнему заверяет, что ракету удастся сделать в назначенные сроки. А поскольку серийное производство “Булавы” уже готовится, года через три-четыре “Долгорукий”, может быть, получит вооружение. Доводка самой лодки без вооружения займет несколько лет, так что задержка неизбежна.

Есть и еще за что поругать новую подлодку. Строили ее с использованием старого задела – секций, заготовленных еще в советское время для лодок других типов. Неизвестно, насколько возрастет цена лодки, составляющая, по официальным данным, 23 млрд руб., если делать ее из заново сделанных секций, – сейчас в Северодвинске строится еще два корабля этого типа, до 2017 г. обещают построить семь лодок.

И наконец, некоторым экспертам представляется сомнительной сама мысль строить новые лодки, когда есть много относительно “свежих” старых, ремонт которых растягивается на долгие годы, а часть из них вообще уже разрезана, хотя у американцев такие корабли служат по 40 лет.

Но если вспомнить состояние “Севмаша” в 90-е, когда в столовых завода выстраивались очереди за хлебом, а зарплату не платили полугодиями, строительство лодки себя оправдало. Главная беда нашего машиностроения уже не нехватка денег: нет людей.

Рабочие “Севмаша” без таких проектов, как “Долгорукий”, наверное, разбежались бы – хоть на заработки в Финляндию, как это часто бывает на российском Севере. Собрать их снова или заменить гастарбайтерами вряд ли возможно. Так что гордятся подлодкой военные и промышленность обоснованно.