Правила игры: Третье место

Для кого-то третье место по количеству медалей на Олимпиаде – неудача, но большинство и специалистов, и болельщиков справедливо считают, что третье место – это достойно. Эх, если бы то же ощущение реальности да тем политикам, которые прокладывают геополитический курс нашей страны. А то есть опасность: вместо того чтобы сделать новый век «веком России» – периодом быстрого экономического развития и культурного процветания, мы получим снова ХХ век.

Всю ту же беспощадную внутреннюю мобилизацию, всю ту же бессмысленную военную конкуренцию. За 100 лет Россия не отстала от ведущих мировых держав, но и не приблизилась к ним. Как было в 1908 г. чуть меньше 30% ВВП на душу населения от такого же показателя США, так и осталось в 2008 г. Обошлось это очень высокой ценой. Даже если не учитывать жертвы репрессий, даже если не учитывать потери в ходе войн (хотя и то и другое – результат политики, а не только внешних обстоятельств), за высшее достижение XX в. – 40% от американского уровня потребления, достигнутые, по советской статистике, в конце 70-х гг. прошлого века, – заплачено слишком дорого. Россия может и должна лучше провести следующий век.

Защита мирных граждан в Южной Осетии и Абхазии была необходима. Противопоставление России всему миру в этой связи вовсе не обязательно. Наша страна оказалась на распутье, и правильный выбор требует точного определения места в мире. Первое или второе место – цели, которые требуют слишком многого от страны, имеющей в масштабах столетий довольно обычную европейскую историю. В прошлом веке и Англия, и Франция, и Бельгия, и Португалия прошли через распады своих колониальных империй. Многие граждане этих стран переживали то же, что и россияне, но эти страны сумели преодолеть чувство унижения и найти свое место в мире. Если речь не идет о непосредственной защите мирных жителей, как в случае Южной Осетии и Абхазии, даже великой стране вовсе не обязательно вмешиваться в дела соседей. Разве сегодняшние Англия, Франция, Германия, Япония – не великие страны?

Когда страна находится на распутье, многое зависит от политических лидеров. Бывший президент Владимир Путин в последний месяц был именно настоящим политическим лидером страны. Именно он определяет курс на «фронтальную конфронтацию» и с ближайшими соседями, и с Америкой, и с европейскими странами. Однако неправильно было бы сводить действия Путина только к мотиву удержания власти (опыт других стран и политиков показывает, что агрессивный внешнеполитический курс помогает удерживать власть внутри страны). Судя по высказываниям и решениям всех последних лет, нынешний курс отвечает представлению Путина о роли страны в мире. Кроме как на первом, ну или в крайнем случае на втором – за Америкой, он Россию не видит. Найдется ли внутри действующей элиты лидер, способный предложить альтернативный, более мягкий и более отвечающий возможностям нашей страны курс, – вот важный вопрос.