Статья опубликована в № 2455 от 01.10.2009 под заголовком: Компания недели: «АвтоВАЗ»

Увольнение четверти персонала «АвтоВАЗ» не спасет

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Решиться уволить несколько десятков тысяч сотрудников может не каждый, говорил мне недавно руководитель крупного автомобильного холдинга. Это трудно даже психологически: не хочется же остаться в памяти людей менеджером, отправившим людей на улицу. Это могло стать одной из причин, почему президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин летом ушел в отставку, не исключает он. А во вторник совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил предложение нового менеджмента о сокращении к середине 2010 г. 27 600 работников – четверти от нынешнего персонала.

Есть ли смысл в таком шаге? Безусловно. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на отчетность «АвтоВАЗа». С 2005 г. завод только на зарплату сотрудникам тратил около 20 млрд руб. в год (в 2008 г. вообще было 25,3 млрд руб.). При этом нельзя сказать, что «АвтоВАЗ» мог себе это позволить: в лучший для себя – 2007 год завод заработал всего 3,67 млрд руб. чистой прибыли при выручке в 187 млрд руб. А с началом кризиса концерн ушел в убыток: по итогам 2008 г. потери составили 24,66 млрд руб.

Увольнение четверти персонала «АвтоВАЗ», понятно, не спасет. Ведь основная проблема концерна – отсутствие современного продукта. Единственная «новинка» флагмана российского автопрома за последние 10 лет – Kalina. Конечно, Lada пока неплохо продаются, но сколько это будет продолжаться? Менеджмент «АвтоВАЗа» это тоже понимает. Именно поэтому в новом стратегическом плане ставку он решил сделать на разработку машин на платформе Renault.

Но где взять на это деньги? К сожалению, на «АвтоВАЗе» на этот вопрос всегда отвечают одинаково: у государства. Даже на программы, связанные с сокращением персонала, завод хочет взять 10-летний кредит в госбанках на 12 млрд руб. с отсрочкой выплат по процентам до 2014 г. Еще 42 млрд руб., по расчету менеджмента, заводу нужно на саму инвестпрограмму. Плюс у «АвтоВАЗа» есть долг примерно в 40 млрд руб., их концерн также хочет реструктурировать с помощью государства. Один из вариантов – при помощи ВЭБа, который может получить долю в «АвтоВАЗе».

Насколько эффективна будет такая помощь? Полученную от государства субсидию в 25 млрд руб. «АвтоВАЗ» уже проел, но проблемы остались те же. Где гарантии того, что, получив очередную порцию госпомощи, завод к 2014 г. действительно поставит на конвейер новую модель? Их нет. Скорее всего чиновникам опять придется поверить «АвтоВАЗу» на слово. Деваться-то им некуда. Не пускать же по миру целый город Тольятти?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more