Увольнение четверти персонала «АвтоВАЗ» не спасет

Решиться уволить несколько десятков тысяч сотрудников может не каждый, говорил мне недавно руководитель крупного автомобильного холдинга. Это трудно даже психологически: не хочется же остаться в памяти людей менеджером, отправившим людей на улицу. Это могло стать одной из причин, почему президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин летом ушел в отставку, не исключает он. А во вторник совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил предложение нового менеджмента о сокращении к середине 2010 г. 27 600 работников – четверти от нынешнего персонала.

Есть ли смысл в таком шаге? Безусловно. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на отчетность «АвтоВАЗа». С 2005 г. завод только на зарплату сотрудникам тратил около 20 млрд руб. в год (в 2008 г. вообще было 25,3 млрд руб.). При этом нельзя сказать, что «АвтоВАЗ» мог себе это позволить: в лучший для себя – 2007 год завод заработал всего 3,67 млрд руб. чистой прибыли при выручке в 187 млрд руб. А с началом кризиса концерн ушел в убыток: по итогам 2008 г. потери составили 24,66 млрд руб.

Увольнение четверти персонала «АвтоВАЗ», понятно, не спасет. Ведь основная проблема концерна – отсутствие современного продукта. Единственная «новинка» флагмана российского автопрома за последние 10 лет – Kalina. Конечно, Lada пока неплохо продаются, но сколько это будет продолжаться? Менеджмент «АвтоВАЗа» это тоже понимает. Именно поэтому в новом стратегическом плане ставку он решил сделать на разработку машин на платформе Renault.

Но где взять на это деньги? К сожалению, на «АвтоВАЗе» на этот вопрос всегда отвечают одинаково: у государства. Даже на программы, связанные с сокращением персонала, завод хочет взять 10-летний кредит в госбанках на 12 млрд руб. с отсрочкой выплат по процентам до 2014 г. Еще 42 млрд руб., по расчету менеджмента, заводу нужно на саму инвестпрограмму. Плюс у «АвтоВАЗа» есть долг примерно в 40 млрд руб., их концерн также хочет реструктурировать с помощью государства. Один из вариантов – при помощи ВЭБа, который может получить долю в «АвтоВАЗе».

Насколько эффективна будет такая помощь? Полученную от государства субсидию в 25 млрд руб. «АвтоВАЗ» уже проел, но проблемы остались те же. Где гарантии того, что, получив очередную порцию госпомощи, завод к 2014 г. действительно поставит на конвейер новую модель? Их нет. Скорее всего чиновникам опять придется поверить «АвтоВАЗу» на слово. Деваться-то им некуда. Не пускать же по миру целый город Тольятти?