Количество университетов и бюджетных мест нужно сокращать


Содержание бесплатных рекламных газет – прекрасный источник информации о положении дел в стране. Вот, например, какое объявление я прочел недавно в рекламной малотиражке Одинцова: «Ищу няню. Высшее образование обязательно».

У любопытного читателя валяющейся на подмосковной автомойке газеты, несомненно, возникнет много вопросов. Кто же дал это объявление – частная фирма по подбору нянь, радеющая за уровень подготовки своих сотрудниц, или заботливая мама, отчаявшаяся найти себе достойную (образованную) помощницу среди родных и знакомых? Как отнесутся к претендентке, 30 лет назад изучавшей квантовую физику, или недавней выпускнице областного педвуза? Я же решил поинтересоваться тем, с какой стати высшее образование становится у нас эквивалентом грамотности. Ведь наверняка таинственный автор имел в виду именно это: «Ищу няню. Грамотную».

Причина довольно банальная. В России слишком много студентов. Даже не так. В России невероятно много студентов.

Госкомстат не дает прямого ответа на вопрос, какой процент школьников в последние годы решил продолжить обучение в институте. Но нехитрыми вычислениями эту цифру можно очень хорошо оценить. Итак, на 1 января 2009 г. в России проживало 2,07 млн 18-летних. В том же самом 2009-м в высшие учебные заведения было зачислено 1,54 млн человек. То есть примерно 75% молодежи сейчас идет получать высшее образование! Тут, конечно, надо бы сделать поправку на тех, кто идет учиться второй раз, и попытаться сравнить результат с числом граждан, не проучившихся в школе и пяти классов. Но и без этого понятно, что высшее образование постепенно переходит в разряд де-факто обязательного.

И все это поощряется государством. Из 1,54 млн студентов 1,33 млн было зачислено в государственные и муниципальные вузы. Из них 560 000 человек учатся при прямой поддержке государства, а около 800 000, хоть и платят за образование, получают косвенную поддержку.

Я отдаю себе отчет, что перед государством стоит очень сложная проблема, как перед отцом большого, но небогатого семейства. Его денег хватает на обучение 10 сыновей в местном институте или двух самых умных в МГУ. Сделать такой выбор в семье сложно, и я не возьмусь дать совет.

Государство же, на мой взгляд, должно обеспечивать только хорошее образование. Свою социальную функцию оно выполняет в школе. В системе высшего образования речь идет о конкурентоспособности страны, и полуспециалист тут скорее помеха, чем полуудача.

Поэтому финансирование высшего образования надо наращивать, одновременно в массовом порядке отрезая от денежного потока большинство вузов и контролируя рост качества образования в оставшихся университетах. Министерство образования уже объявило о сокращениях преподавательского состава в связи с демографической ситуацией. Хорошо, ведь падение рождаемости в 90-х – это действительно одна из причин инфляции высшего образования. Теперь осталось понять, как министерство будет улучшать качество работы тех, кто продолжит свою работу со студентами.