Статья опубликована в № 2632 от 24.06.2010 под заголовком: Компания недели: «Юнимилк»

Выросли на молоке и драйве

Когда в 2002 г. малоизвестная компания «Планета менеджмент» объявила, что за три года хочет догнать «Вимм-билль-данн» (ВБД), многие посмеялись. Немудрено: у «Планеты» тогда было три региональных молокозавода в России да крупнейший игрок украинского рынка – «Галактон». На двух других рынках, где решила проявить себя «Планета», – мясном и розничном – активы были примерно того же порядка.

Впрочем, одно преимущество у «Планеты», возможно, было: считалось, что в нее инвестировал Роман Абрамович. А через несколько лет «Планета» продала свои молочные активы менеджменту – среди покупателей были бывший президент «Сибнефти» Андрей Блох и бывший директор «Омского бекона» (его к тому времени купила «Планета») Андрей Бесхмельницкий (он, впрочем, на любые вопросы о том, нет ли среди бенефициаров «Юнимилка» других людей, до сих пор предпочитает отшучиваться).

Блох и Бесхмельницкий продолжили скупать региональные заводы, принципиально не заходя в столицу – вотчину лидера рынка ВБД. Закончив консолидацию активов, «Юнимилк» сосредоточился на брендах и портфеле продуктов. В результате за восемь лет из хозяина четырех заводов «Юнимилк» стал игроком № 2 на федеральном рынке с 28 предприятиями, шестью мощными федеральными брендами и отличной региональной дистрибуцией.

Казалось бы, идеальный объект для поглощения глобальным игроком. И для французской Danone, которая в пятницу объявила об объединении своих молочных активов в России и СНГ с «Юнимилком», именно эта сделка выглядит вполне логичной. Продукты, бренды, дистрибуция этих компаний друг друга удачно дополняют. А бенефициары, судя по всему, оказались сговорчивее, чем в ВБД, сделку с которым Danone пыталась обсуждать еще в те годы, когда «Юнимилк» только создавался.

И все-таки со стороны кажется, что у команды «Юнимилка» достаточно драйва, чтобы обогнать ВБД и без такого мощного партнера. Любопытно будет через пару лет посмотреть, прав ли совладелец ВБД Давид Якобашвили. Он в день объявления сделки, в результате которой ВБД пришлось потесниться на пьедестале (в денежном выражении «Юнимилк» и Danone вместе уже продают больше, чем ВБД), радовался: мол, построенные с нуля амбициозные российские компании – куда более опасный конкурент, чем транснациональные игроки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать