Газопровод «Алтай» когда-то считался самым низкозатратным проектом Газпрома

«Ведомости» написали о плане ввода в строй газопровода «Алтай» в 2015-2018 гг. Стоит напомнить, что в своё время этот газопровод считался самым низкозатратным проектом Газпрома.

В первом официальном релизе, опубликованном вскоре после визита В.В.Путина в Китай в марте 2006 года, Газпром оценил стоимость российской части проекта «Алтай» в $4.5-5.0 млрд, включая расходы на компрессорные станции (КС). Эту оценку нетрудно найти в прессе (например, 1 и 2). Таким образом, полная стоимость 1 км нового экспортного газопровода тогда составляла всего $1.6-1.8 млн. Затраты на 1 км трассы в Томской области официально оценивались в 40-50 млн рублей или $1.5-1.9 млн (по среднему курсу 2006 года).

Для сравнения, в том же самом 2006 году только на 1 км линейной части газопровода Грязовец-Выборг (т.е. без учёта затрат на КС) Газпром потратил втрое больше - 138 млн рублей или $5.2 млн. И это не на новой трассе в Сибири и в горах Алтая, а вдоль действующих газопроводов в Вологодской области, рядом с железной дорогой и при наличии всей необходимой инфраструктуры.

По моему мнению, расходы в $1.6-1.8 млн на километр трассы, включая КС, были последней «безоткатной» оценкой затрат на строительство газопроводов, опубликованной российской газовой монополией. Эта цифра продержалась на сайте Газпрома очень недолго - всего несколько недель. С тех пор «эффективные менеджеры» не допустили ни одного случая опубликования оценки «безоткатной» стоимости газопроводных проектов.