Тупичок Путина

Может, мне показалось, но очередной, девятый по счету, разговор народа с Владимиром Путиным, лидером всех россиян (сейчас работает премьер-министром), был существенно более откровенным и менее режиссированным, чем несколько предыдущих разговоров. На один вопрос Путин на сей раз вообще не ответил – про воровство в России, я счел это прямо сенсацией; на многие отвечал с явным неудовольствием; кое-где слегка покривил против истины – насчет отношений православия и ислама, например.

К чему, спрашивается, такая живость? Напрашивается, конечно, ответ, что идет предвыборная борьба между лидером всех россиян и президентом всех россиян – в том смысле, что от популярности их будет-де что-то зависеть, когда они сядут решать, кому становиться следующим президентом. Наверное, часть правды в этом есть, но мне видится и нечто совершенно иное.

Власть, говорят, страшный наркотик, но и от наркотика же устают, всякий кайф приедается. Вот и Владимиру нашему Владимировичу, сдается, немного надоела вся эта песня, хотя не настолько, конечно, чтоб отказываться ее петь. Каждый раз общение с народом продолжается все дольше – а почему? Да потому, очевидно, что проблем все больше. То есть работаешь, пашешь как раб на галерах – а ничего по большому счету не меняется, если не сказать хуже. Неприятная такая двойственность: личные проблемы явно решены, в историю наверняка вошел, друзья и знакомые конкретно облагодетельствованы, враги безжалостно посрамлены и пребывают в ничтожестве – а народ российский в массе своей где был, там упрямо и находится. (Хотя пенсии и зарплаты бюджетников здорово повысились, нельзя не согласиться.)

Такой вроде бы концептуальный тупик. Либералы с жидкими бородками стали бы здесь говорить, что именно для этого выборы и существуют, чтобы менять не столько людей, сколько концепции, но из кого выбирать-то? Да и представить себе настоящую предвыборную борьбу между реальными кандидатами, а это только Путин и Медведев, никто больше, – страшно. Они же столько друг про друга знают! И команды их, говорят, давно готовы к схватке.

Страшно, но очень, очень интересно.