Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2868 от 07.06.2011 под заголовком: От редакции: Домашнее образование

Крепостное право для школьников

Группа депутатов Госдумы намерена дополнить федеральный закон «Об образовании» пунктом, обязывающим принимать в школы детей, проживающих на закрепленных за этими школами территориях. Вероятно, парламентарии стремятся избежать повторения эксцессов при приеме первоклассников в некоторые московские школы нынешней весной. Тогда, напомним, родители дежурили ночами у дверей школ и прогимназий с хорошей репутацией, чтобы записать туда детей.

Если поправку примут, юристы окажутся перед правовым парадоксом. Ведь поправка частично повторяет аналогичный пункт 11-й статьи московского городского закона «Об общем образовании», отмененный в апреле Мосгорсудом по иску прокуратуры как раз из-за противоречия федеральному закону. Теперь разночтения будут устранены, и, получается, в городской закон придется возвращать «неправильный» пункт.

Но дело даже не в этом. Территориальное прикрепление домов к близлежащему саду и начальной школе действует и в некоторых европейских странах. Важно, чтобы это прикрепление было гибким и не превращалось в крепостное право, ограничивающее желание детей учиться в тех школах, профиль и уровень образования которых их устраивает. В нынешней редакции поправка может существенно усложнить жизнь многих лицеев и гимназий, большинство которых не набирают, а отбирают учеников после пятого или девятого класса. Если изменения вступят в силу, те же школы «повышенного типа» могут обязать принимать детей из окрестных домов вне зависимости от того, «физики» они, «лирики» или просто лентяи.

Особенно сложные ситуации могут возникнуть в глубинке, где качественное образование могут дать немногие образовательные учреждения. Проблемы могут возникнуть и при наборе в профильные старшие классы обычных школ, а это ставит под угрозу концепцию специализации среднего образования, сближения его стандартов с требованиями вузов. Вопрос необходимо урегулировать, разделив школы по уровню и профилю образования или давая возможность лучшим набирать новые классы, говорят эксперты. Еще одна проблема – методика нарезки школьных территорий. В столице субъективизм иногда приводил к неравномерному прикреплению домов. В провинции, где бывает, что из деревни или поселка в соседний район или область добраться легче, чем в свой райцентр, прикрепление детей потребует кропотливой работы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать