От редакции: Кошелек в дорогу

Платные дороги в России становятся реальностью: по данным Росавтодора, сейчас уже 432 км автотрасс эксплуатируются на коммерческой основе. К 2016 г. в стране будет более 3000 км платных дорог, рассчитывают чиновники.

Правительство взялось за строительство сети платных автодорог только в прошлом году. Но на самом деле они появились гораздо раньше. Например, еще в 2002 г. администрация Псковской области сделала платными четыре дороги. Причем без всяких специальных инвестиций в улучшение их качества. Власти просто поставили шлагбаумы на обычной трассе и стали брать деньги за транзит – формально закон «Об автомобильных дорогах» это не запрещает. Главное – чтобы альтернативная дорога была не более чем в три раза длиннее, а сама платная трасса поддерживалась в состоянии «третьей категории». Это значит двухполосная дорога без центральной разделительной полосы с пересечениями без светофоров. Ямы и рытвины допускаются.

Проезд по разбитой псковской дороге стоит 25 евро за 62 км. Для сравнения: самой дорогой европейской платной трассой считается французская дорога Реймс – Шамони, стоимость проезда по ней – 47 евро за 623 км. Губернатор Псковской области Андрей Турчак рассказал агентству Regnum, что в 2010 г. платные дороги принесли местному бюджету более 130 млн руб., деньги пошли на дорожное хозяйство. Но автомобилисты с форума журнала «За рулем» утверждают, что состояние дорог там не улучшается.

Не сильно отстает и цена поездки по пятикилометровому (!) участку Западного скоростного диаметра (ЗСД), который открылся в Петербурге в середине мая. Это только первый платный участок ЗСД: 30 руб. там берут с легковушек, 40 руб. – с крупных внедорожников, грузовиков и автобусов, 70 руб. – с тяжелых грузовиков и машин с прицепом, 100 руб. – с фур и автопоездов.

Это как минимум 6 руб., а не 1–2 руб. за 1 км, как обещали власти. При том что дорога вообще-то построена на бюджетные деньги, а не на средства инвесторов, которые надо отбивать. За проезд по будущей скоростной трассе Москва – Санкт-Петербург будут брать по 3,62 руб. за 1 км, так что с учетом расходов на бензин съездить в Питер на своей машине будет дороже (и дольше), чем на самолете или скоростном поезде.

В декабре 2010 г. в Липецкой области заработал первый платный участок федеральной трассы «Дон» протяженностью 50 км.

Стоимость проезда легковых машин – 55 руб., коммерческого транспорта – от 110 руб., тяжелых фур – 220 руб. За первый же месяц на этом участке удалось заработать 33 млн руб. В июле на этой же трассе планируется запустить еще три платных участка. А всего на трассе «Дон» к 2018 г. будет 788 платных километров (половина дороги). Будет такой участок и в Московской области. Так что проехаться на машине из Москвы в Сочи без учета бензина будет стоить минимум 800 руб. (если считать по минимальным обещанным тарифам).

Чтобы строить платные дороги, создана госкорпорация «Автодор», которой бюджет выдаст за девять лет более 1 трлн руб. На эти деньги она построит новые и отремонтирует старые дороги, которые после этого тоже станут платными. Таким образом, граждане заплатят за дороги дважды: в виде налогов и в виде платы за проезд.

При этом эксперты уверяют, что спасти страну от бездорожья с помощью платных дорог совершенно нереально. Экспертная группа «Преодоление территориальной и информационной разобщенности», созданная в рамках обновления стратегии-2020, проанализировала международный опыт и пришла к выводу, что ни в одной из стран мира (кроме Китая в 1990–2000 гг.) введение платности не играло заметной роли в развитии дорожного хозяйства. В США (лидере по протяженности коммерческих трасс) из 6 млн км дорог платных чуть более 50 000 км, а в большинстве развитых стран платные дороги используются только в качестве распределителей транзитных потоков или автотрасс бизнес-класса.

Почему наши власти так упорно пропагандируют платные дороги – большой вопрос.