Мнения
Бесплатный
Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2880 от 24.06.2011 под заголовком: Вещь недели: Самолет Ту-134

Ветеран на списание

Ветеран отечественной гражданской авиации, отмеченный во времена СССР даже собственной маркой болгарских сигарет, скоро перестанет перевозить пассажиров на регулярных линиях. Хотя самолет, разбившийся во вторник в Петрозаводске, был технически исправен, президент Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть возможность снятия Ту-134 с регулярных рейсов с 2012 г.

Ту-134, которых до 1984 г. произвели 852 машины, были наряду с Ту-154 (его объем производства был немного больше) основой парка советского «Аэрофлота» и союзников СССР на протяжении десятилетий. Разработка машины началась еще при Хрущеве – по легенде, советскому лидеру понравился низкий уровень шума в салоне французской «Каравеллы» и он поручил Андрею Туполеву разработать самолет с аналогичной компоновкой с двигателями в хвосте. Сейчас в парке российских авиакомпаний числится лишь 88 «свистков», как их за высокий тон звука двигателей любовно называют авиаторы, на регулярных линиях эксплуатируется менее половины. Очевидно, еще несколько лет продолжится эксплуатация немногочисленных «салонов» для VIP-пассажиров, в первую очередь в государственной авиации.

«Сухой» начал разрабатывать свой Superjet 10 лет назад для российского рынка как прямую замену Ту-134, на эту же нишу претендует конкурент Superjet – украинский Ан-148, собираемый в Воронеже. Многолетняя борьба разработчиков этих двух самолетов за благосклонность заказчиков и в первую очередь за государственные ресурсы стала как бы сильно уменьшенной и ухудшенной копией глобального противостояния Airbus и Boeing, но и она подходит к логическому концу, после того как ОАК в начале этого года возглавил гендиректор «Сухого» Михаил Погосян. Производство и Ан-148, и Superjet задержалось, и в качестве замены «свистку» на российские линии начали вставать побывавшие в употреблении Boeing 737 и канадские Bombardier. Тем не менее отечественная промышленность смогла в лице Superjet создать достойную замену хорошо поработавшему Ту-134, но, чтобы окупиться, самолет «Сухого» должен быть произведен в количестве не менее 250 штук, и одного российского рынка для этого мало.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать