Юрий Люблин: Ретроградная пенсионная реформа

В целом ряде СМИ опубликованы для обсуждения предложения Минздравсоцразвития РФ, касающиеся так называемой «пенсионной формулы». Помимо справедливого расчета пенсии она призвана обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы. Суть предложения состоит, однако, в возврате к дореформенной, но модернизированной формуле.

Сейчас, как известно, размер пенсии за работу после начала пенсионной реформы с 2002 г. определяется пенсионным капиталом, накопленным работником в течение трудовой деятельности, который делится на ожидаемый период пенсионных выплат.

Понятно, наверное, всем. Работаешь больше, зарабатываешь больше, а значит, больше отчисления в ПФР – получи и большую пенсию. Иначе и быть не может в современном мире рыночной экономики.

Формула, применяемая для оценки пенсионных прав за период до 2002 г., учитывает, в частности, продолжительность трудового стажа, соотношение индивидуального заработка работника со средней зарплатой по стране и др.

Что же предлагает Минздравсоцразвития РФ? Изменить расчет страховой части пенсии. Во-первых, установить, как это делалось раньше, стажевой коэффициент – 0,55. Учитывая рекомендации МОТ, где стандартной считается пенсия при 30 годах страхового стажа, на такой коэффициент (0,55) скорее всего будут иметь право те, у кого есть столь продолжительный стаж. За каждый год сверх этого будет добавляться 0,01, а за каждый недостающий – минус 0,01.

Как видно, модернизированная пенсионная формула содержит понижающий пенсию коэффициент в сравнении с действующим. Коэффициент 0,55 в настоящее время полагается при стаже 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. Разница очевидна.

Надо иметь в виду, что в России многие люди выходят на пенсию, не имея 30-летнего стажа в силу различных обстоятельств, особенно так называемые досрочники. Следствием недостатка стажа будет назначение будущим пенсионерам меньшей пенсии, чем нынешним (при прочих равных условиях). Такая коррекция пенсионных обязательств в сторону понижения вряд ли вызовет восторг у пенсионеров.

Можно, конечно, предположить, что предлагаемое решение – это завуалированный способ повышения пенсионного возраста (хочешь получать полную пенсию – отложи выход на пенсию, пока не отработаешь 30 лет). Это действительно путь к балансировке бюджета ПФР. Правда, еще совсем недавно Минздравсоцразвития активно выступало против повышения пенсионного возраста, не усматривая в этом экономического смысла.

Второе. Так же, как и ранее, будет определяться так называемый индивидуальный коэффициент – соотношение заработка работника со средней зарплатой в стране.

Пока нет ясности в том, за какой временной период и в каком размере (в определенных пределах или без ограничений) будет учитываться заработок работника. В министерстве, правда, поясняют, что новая пенсионная формула позволит брать взносы со всего заработка и снизить на этой основе тариф пенсионных взносов. Но это как-то не согласуется с последними решениями правительства РФ, которое не поддержало общую отмену потолка страхуемого заработка.

Другой вопрос – будет ли ограничиваться сам индивидуальный коэффициент? Нет сомнений, что при линейном варианте (без ограничений) пенсионная система с такой нагрузкой не справится. То есть не будет сбалансированности. Значит, должны быть ограничители. В этой связи нужно напомнить, что в прежние времена по этому поводу велись бурные дебаты, споры доходили до судебных инстанций. Установленный тогда предел индивидуального коэффициента (1,2) под воздействием определенных сил успешно преодолевался в пользу тех или иных категорий работников. Исключать повторение подобных ситуаций и в новых условиях нельзя.

Третье. В формулу расчета пенсии вводится средний заработок по стране в текущем году. В Минздравсоцразвития предполагают ежегодно пересматривать его для индексации пенсий, чтобы после назначения они не устаревали.

Что из этого следует? Во-первых, пенсия конкретному Иванову будет рассчитываться исходя не из его индивидуального заработка, а из какого-то другого, усредненного. Во-вторых, индексация пенсий в связи с инфляцией (ростом цен) отменяется. Хорошо для пенсионеров или нет, если пенсия будет индексироваться через зарплату, покажет время. Но что-то подсказывает, что интересы сбалансированности системы будут превалировать у Минздравсоцразвития над декларативными заявлениями о реальной компенсации пенсионерам роста цен. И в третьих, индексация пенсий по зарплате будет означать замедление темпов роста пенсий, так как надеяться на серьезное увеличение заработной платы при относительно невысоких темпах роста экономики нельзя.

Теперь самое интересное. В пенсионной формуле появляется четвертый элемент – интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографические и макроэкономические показатели. Все, что было в формуле до этого, теряет смысл. Не сомневаюсь, мало кто из пенсионеров сможет оперировать этими показателями, чтобы понять, какой же должна быть пенсия.

В переводе с бюрократического языка на русский это означает, что можно в любой момент, сославшись на «неправильную» макроэкономическую ситуацию, установить понижающий коэффициент для окончательного расчета пенсии.

Взгляните на перспективу – Россию ждет очень неблагоприятная демография с точки зрения возможностей работающего населения содержать пенсионеров. Это реальность, которую нельзя игнорировать. Так что смело можно утверждать, что оснований для использования четвертого пункта в пенсионной формуле будет предостаточно. Он обречен на перманентное, скорее всего произвольное, применение. Предсказуема и реакция людей, которые при выходе на пенсию неожиданно для себя обнаружат, что их пенсию в ПФР уменьшили из-за какого-то макропоказателя.

А вот предположить возможность применения четвертого элемента формулы в целях увеличения пенсий – никакой фантазии не хватает.

Наверное, не имеет смысла дальнейшее перечисление «достоинств» пенсионной формулы, предложенной министерством. Напрашиваются несколько выводов.

Хотя в министерских характеристиках этой формулы слишком много недостающего, можно утверждать, что она весьма сложна для понимания подавляющим большинством застрахованных лиц. Как ни крути, вероятности ее позитивного воздействия на сбалансированность пенсионной системы не просматривается. И главное, новая пенсионная формула ничего хорошего не сулит пенсионерам, поскольку, как отмечалось, призвана решать глобальную задачу за их счет.

Нужно отметить следующее. Предлагая такую пенсионную формулу, Минздравсоцразвития РФ возвращает нас назад. Оно пытается строить пенсионную систему по советской модели, забывая, что мы живем в другой стране, в другой экономике. Нам вдалбливают нехитрую мысль – на старость копить не надо, какой бы ни был у вас заработок, вы будете зависеть от милости государства, которое станет платить вам столько, сколько сможет.

И еще одно. Подозрение, что в спасительных целях Минздравсоцразвития не прочь будет уменьшить пенсионные выплаты, не рассеялось. Напротив, оно укрепилось пониманием того, что для следующих поколений пенсионеров спасением от возможных манипуляций останется норма, предусматривающая, что пенсии не могут быть ниже регионального прожиточного минимума. Но это будет означать еще больший крен в сторону уравниловки среди пенсионеров, которая получила большое распространение при повышении пенсий в 2010 г.