От редакции: Как сберечь народ

В новой статье, подписанной Владимиром Путиным («Строительство справедливости. Социальная политика для России», вышла в «Комсомольской правде»), есть такие подзаголовки: «Сохранение человека» и «Сбережение России».

Премьер, таким образом, опирается на солженицынский тезис: «Сбережение народа – высшая изо всех наших государственных задач», высказанный в одном из поздних интервью. Сам покойный Александр Солженицын писал, что автор термина «сбережение народа» – видный государственный деятель 1740–1760-х гг., фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов, известный меценатством и щепетильным отношением к казенному имуществу. Шувалов считал, что сбережение народа – это не только увеличение численности подданных, но и повышение их благосостояния, улучшение условий повседневной жизни, поощрение духовного и нравственного развития, наконец, отказ от войн и зарубежных авантюр.

Владимир Путин достаточно строго следует установкам нобелевского лауреата. Премьер привычно рассказывает о собственных достижениях в ключевых сферах повседневной жизни и обещает радужные перспективы (в частности, снизить цены на жилье на 20%, увеличивать пенсии без повышения пенсионного возраста, повысить зарплату врачей и преподавателей вузов до 200% средней по региону и т. п.), способные, вероятно, увлечь доверчивых читателей. Интересно, что в статье обещано перераспределить около 1,5% ВВП. Немного странным кажется утверждение премьера, что «увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда». Эксперты не видят таких возможностей в бюджете, так что придется либо бюджет менять, либо планы.

Тем не менее идея повышения качества жизни человека как главная задача государства не может вызвать неприятие. В «тучные» путинские 2000-е эта идея пробуксовывала: по индексу развития человеческого потенциала (рассчитывается экспертами ООН исходя из ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, продолжительности жизни, доступности здравоохранения и образования, распространению и использованию современных технологий и проч.) Россия с 63-го места из 177 в 2001 г. поднялась на 66-е из 187 в 2011 г. Но теперь, когда Владимир Путин осознал остроту проблемы, наверное, все изменится?

Сбережение народа можно отнести к социальной функции государства.

Но не только: комфортная жизнь граждан зависит не только от отлаженной системы соцобеспечения. У государства есть другие функции: например, обеспечение правопорядка, организация властной деятельности, регулирование и стимулирование экономической деятельности, защита среды обитания и т. д. Автор статьи туманно проговаривается об этом, когда пишет, что потребности российских семей изменились и средний класс не удовлетворен уровнем социальных услуг. На самом деле не уровень социальных услуг выводит из себя средний класс, а в первую очередь правовая незащищенность, выборочное действие закона, повальная коррупция и неэффективность власти.

Премьер говорит много правильных слов о повышении качества медицины, образования, выстраивании социальных лифтов, необходимости «умной» миграционной политики, которая обеспечит приток 300 000 человек в год. Уделяет особое внимание семьям с детьми (в том числе обещает пособие при рождении третьего ребенка) и т. д. И вообще: «Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле историческую перспективу».

Нет никакой уверенности, что такую политику вдруг удастся создать (если в предыдущие годы не удавалось) и что вместо утечки мозгов недовольных качеством жизни в стране начнется приток. При сохранении нынешних институтов и сырьевой экономики, неравенства перед законом многие по-прежнему будут стремиться туда, где их свобода и собственность охраняется законом, а не личными связями и служебным положением.