От редакции: Это не ротация, а утверждение о том, кто в доме хозяин

Трудно представить, чтобы попавший под сталинские чистки и «разоружившийся перед партией» функционер уходил с трибуны под бурные аплодисменты зала, а коллеги призывали последовать его примеру, только что не призывая почиститься под портретом Владимира Пехтина. «Он [Владимир Пехтин] задал высокую планку», – заявила вчера председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Чистка, слава богу, проходит без жертв, но в том, что это чистка, вряд ли можно сомневаться.

Правила изменены: ни депутатский мандат, ни министерская должность больше не карт-бланш на обогащение любыми путями, не лицензия на нарушение любых правил. Уход нескольких депутатов «Единой России», замешанных в скандалах с собственностью и бизнесом, недавно казался невероятным, но теперь его уже называют началом нового витка ротации элит. Отказ от полномочий получил неожиданное продолжение. По данным налоговиков, несколько парламентариев не расстались со своими активами. Депутаты защищаются (подробнее см. статью на стр. 03), но осадок, как говорится, остается. Скандалы в Госдуме совпали с намеками правоохранителей на то, что опальный министр обороны Анатолий Сердюков может стать обвиняемым. «Мы хотим, чтобы все это (обвинения. – «Ведомости») было убедительно, чтобы вышли в суд, а тем более министр обороны и его помощники», – говорил вчера председатель СКР Александр Бастрыкин.

Не исключено, что добровольный уход депутатов и заявления правоохранителей – часть задуманного заранее обновления элит. По такой версии, это большая чистка Путина, в ходе которой он без жестокостей 30-х гг. намерен заменить скомпрометировавших себя публичным богатством ветеранов молодыми (и голодными) выдвиженцами.

Высшие эшелоны власти ощущают стремление значительной части консервативных и патерналистски настроенных сторонников Путина к уравнительному, более справедливому, по их мнению, распределению благ и активов, недовольство публичным богатством части бюрократии и парламентариев. По данным фонда «Общественное мнение», предложение Путина запретить госслужащим владеть акциями иностранных компаний и открывать счета в зарубежных банках поддерживают почти 90% опрошенных. Политические менеджеры решили пожертвовать несколькими не самыми значимыми фигурами, чтобы снизить градус недовольства и продемонстрировать готовность к борьбе с нуворишами. Одновременно Кремль подал сигнал бюрократии и ее законодательной ветви: обращайтесь с богатством аккуратно, прячьте лучше, ведите себя приличнее.

Правила изменены, но лишь для того, чтобы снова показать, кто в доме хозяин. «Элиты», конечно, озадачены. Но их можно отчасти успокоить: последние события не означают действительной ротации начальников или их смены по какому-либо ясному принципу. Ясные принципы – это уже не чистка, а понятный процесс, например демократический. Перед нами же чистка – пусть и предпринятая в XXI в. Это не кровавое, то такое же произвольное и внезаконное действие, какими были чистки в советское время. Так называемые элиты нужно отчасти и напугать, потому что неизвестно, кого вдруг назначат следующим. Речь ведь идет не об установлении новых правил игры, а о нарушении старых и создании, точнее, укреплении общего климата неопределенности в отношении игроков и их активов.