Владислав Иноземцев: Путин как Троцкий

Владимир Путин традиционно воспринимается как сторонник Realpolitik, верящий в баланс сил и интересов, стремящийся просчитывать свои шаги и действия оппонентов, придерживающийся традиционной трактовки суверенитета и государства. Однако новейшие тренды в российской внешней политике наводят на мысль, что ее базовые элементы определяются приверженцем троцкистской теории перманентной революции.

С каждым днем все различимее голоса, предвещающие крах доллара, скорое банкротство США, катастрофу для НАТО, распад ЕС. Многое из того, что предпринимают сейчас российские политики, указывает на всепроникающее ожидание ими радикальных перемен. Крым захватывается в уверенности, что, если НАТО отреагирует на это, реакция станет началом его конца. Над санкциями смеются, потому что убеждены в скором появлении внутри ЕС разногласий, которые породят новые разделительные линии. США не воспринимают всерьез, ибо уверены: доллар - бумажка, а финансовые обязательства страны безнадежны.

Возникает ощущение, что Путин ведет страну путем, которым не удалось в свое время повести ее Льву Троцкому. Не важно, сколько мы понесем жертв, - главное, что пламя революции (обаяние консерватизма) вот-вот охватит весь мир. Но что-то подсказывает мне: шансы на появление Карла Либкнехта в кресле канцлера Германии в 1919 г. были куда выше, чем на водворение в Елисейском дворце Марин ле Пен в 2017-м. США сегодня - не Австро-Венгерская империя летом 1918 г. Про «закат Европы» нам известно примерно с тех же революционных лет, но, хотя солнцу положено садиться на западе, границы ЕС уверенно расширяются на восток. Да и кризис 2008 г., масштабы которого в США мы с удовольствием смакуем до сих пор, по своим последствиям мало напоминает Великую депрессию.

Западный мир сегодня экономически намного более устойчив, чем кажется. В составляющих его странах нет сил, оспаривающих основы сложившегося порядка. Россия проповедует не глобальную идеологию, а партикуляризм «русского мира». Следовать сейчас троцкистской внешней политике - безумие. Советская Россия в первые годы существования выжила во многом потому, что в ее руководстве были силы, поставившие Троцкого на место. Нынешнее «Политбюро» - набор бессловесных адептов вождя, от которых не стоит ожидать возражений. Поэтому не исключено, что в 2017-2018 гг., ровно век спустя, Россия вернется к позиции «одна против всего мира». Но в этот раз - против мира, не собирающегося под нее «прогибаться». Исход этого противостояния несложно предсказать.