Михаил Серов: Дружба России и концерна Total не безусловна

Дружба России и французского концерна Total оказалась не столь безусловной, как об этом говорили российские чиновники и бизнесмены в октябре после трагической гибели во «Внуково» президента компании Кристофа де Маржери. На этой неделе стало известно, что у Минэнерго, Счетной палаты и партнеров Total по Харьягинскому СРП есть целый ряд претензий к компании. Счетная палата сообщила, что Total, оператор Харьягинского месторождения, до сих пор не создала мощности для утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Хотя на это уже потрачено $480 млн, которые государство компенсировало. Total заморозила строительство установки по утилизации ПНГ и расторгла контракт с подрядчиком, не выплатив ему $200 млн за сделанные работы.

Ситуацией недовольно и Минэнерго. Французы срывают план не только по утилизации ПНГ, но и по добыче нефти. Министерство уже предложило Total передать функции оператора месторождения российской «Зарубежнефти». Что об этом думает сама Total, пока не известно, компания ситуацию не комментирует.

Насколько серьезен конфликт, тоже не ясно. Минэнерго и Счетная палата лишь указывают на противоречия с Total, о санкциях в отношении ее речи не идет. Более того, в конце прошлого года компании удалось получить банковскую гарантию в Банке Москвы, который выступал поручителем по обязательствам подрядчика на строительство установки для утилизации ПНГ.

Как утверждают источники «Ведомостей», близкие к Харьягинскому СРП, это решение согласовывалось на уровне администрации президента. Сменивший де Маржери на посту руководителя Total Патрик Пуянне мог обсуждать это лично с президентом Владимиром Путиным на встрече в конце ноября в Сочи. «Россия находится в самом сердце нашей стратегии развития», - заверил тогда Пуянне Путина. «Для нас отношения с Total имеют собственное значение», - ответил президент.

При этом Харьягинское СРП Путин и Пуянне во время публичной части встречи даже не упомянули. Речь шла об участии Total в «Новатэке» и его проекте «Ямал СПГ». Последний имеет стратегическое значение для России, удержать в нем Total важно и с точки зрения финансирования проекта, и с точки зрения имиджа страны. Ведь уход «друзей России» из ее нефтегазовых проектов может иметь как минимум серьезные репутационные издержки, указывают аналитики. Поэтому Total вполне могли пойти навстречу в менее значимом Харьягинском СРП.

Топ-менеджеры Total уже не раз говорили, что из-за санкций ее участие в российских проектах может оказаться под вопросом. А из-за падения цен на нефть компания в 2015 г. намерена урезать капитальные затраты на 10% до 23 млрд евро, заявил Пуянне Financial Times в среду. Правда, Россию среди регионов, где будут уменьшены инвестиции, он не указывает. «Понадобились значительные усилия, чтобы попасть в Россию. Этим нельзя рисковать. У людей есть память. Вы должны быть вместе со своими партнерами не только тогда, когда все хорошо, когда они сильны, когда дела идут в гору, но и тогда, когда времена более тяжелые», - обозначил позицию руководитель Total.