Парламент-лайт

Спустя 110 лет после первого заседания Госдума так и не стала полноценной ветвью власти

Сто десять лет назад, 10 мая (27 апреля по старому стилю) 1906 г., царь Николай II открыл первое заседание Государственной думы, избранной представителями от сословий. С тех пор прошло более века, но отечественные законодатели пока не стали парламентом и полноценной ветвью власти.

Два быстрых роспуска (Дума первого созыва проработала 105 дней, второго – 72) и бюрократические уловки, направленные на усиление контроля, не превратили дореволюционную Думу в послушный инструмент исполнительной власти. Государство помогало промонархическим партиям, но не лишало политически активные группы возможности выбирать своих представителей. Даже лояльные депутаты отражали мнение избирателей и задавали нелицеприятные вопросы, лидер октябристов Александр Гучков резко высказывался о влиянии Григория Распутина на царя и его окружение. В Думе действовали оппозиционные фракции кадетов, трудовиков и социал-демократов, которые последовательно критиковали монарха и государство. Чтобы добиться принятия необходимых законов и бюджетных смет, правительству приходилось лавировать, создавать разнородные коалиции (октябристы плюс кадеты или октябристы плюс националисты). Дореволюционная Госдума проработала 11 лет и прекратила свое существование вместе с царской Россией.

В советское время представительные органы (советы) были всего лишь прикрытием решений партийного и государственного аппарата. Надежды на формирование полноценного парламента возродились с первым Съездом народных депутатов летом 1989 г. Однако настоящим местом для дискуссий съезд, затем Верховный совет и Госдума были до 2003 г. и изредка – до 2007 г. (если помнить о присутствии нескольких независимых депутатов-одномандатников в 4-й Думе).

Из 38 (в общей сложности) лет работы Госдумы и других парламентских институтов баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти, когда борьба между ними не переходила границу закона и не превращалась в диктат, существовал лишь в 1999–2003 гг. В другие периоды существования парламента исполнительная власть резко конфликтовала с законодателями либо подчиняла их своей воле. Сейчас степень зависимости Госдумы от исполнительной власти значительно выше, чем в последние предреволюционные годы, бюрократия делает все, чтобы ограничить выбор имеющимися в Думе партиями.