Статья опубликована в № 4072 от 12.05.2016 под заголовком: От редакции: Русский парламент

Парламент-лайт

Спустя 110 лет после первого заседания Госдума так и не стала полноценной ветвью власти
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сто десять лет назад, 10 мая (27 апреля по старому стилю) 1906 г., царь Николай II открыл первое заседание Государственной думы, избранной представителями от сословий. С тех пор прошло более века, но отечественные законодатели пока не стали парламентом и полноценной ветвью власти.

Два быстрых роспуска (Дума первого созыва проработала 105 дней, второго – 72) и бюрократические уловки, направленные на усиление контроля, не превратили дореволюционную Думу в послушный инструмент исполнительной власти. Государство помогало промонархическим партиям, но не лишало политически активные группы возможности выбирать своих представителей. Даже лояльные депутаты отражали мнение избирателей и задавали нелицеприятные вопросы, лидер октябристов Александр Гучков резко высказывался о влиянии Григория Распутина на царя и его окружение. В Думе действовали оппозиционные фракции кадетов, трудовиков и социал-демократов, которые последовательно критиковали монарха и государство. Чтобы добиться принятия необходимых законов и бюджетных смет, правительству приходилось лавировать, создавать разнородные коалиции (октябристы плюс кадеты или октябристы плюс националисты). Дореволюционная Госдума проработала 11 лет и прекратила свое существование вместе с царской Россией.

В советское время представительные органы (советы) были всего лишь прикрытием решений партийного и государственного аппарата. Надежды на формирование полноценного парламента возродились с первым Съездом народных депутатов летом 1989 г. Однако настоящим местом для дискуссий съезд, затем Верховный совет и Госдума были до 2003 г. и изредка – до 2007 г. (если помнить о присутствии нескольких независимых депутатов-одномандатников в 4-й Думе).

Из 38 (в общей сложности) лет работы Госдумы и других парламентских институтов баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти, когда борьба между ними не переходила границу закона и не превращалась в диктат, существовал лишь в 1999–2003 гг. В другие периоды существования парламента исполнительная власть резко конфликтовала с законодателями либо подчиняла их своей воле. Сейчас степень зависимости Госдумы от исполнительной власти значительно выше, чем в последние предреволюционные годы, бюрократия делает все, чтобы ограничить выбор имеющимися в Думе партиями.

Читать ещё
Preloader more