Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 4131 от 04.08.2016 под заголовком: Компания недели: Amazon

Как Amazon побыл дороже ExxonMobil

Инвесторы давно не ждут чуда от нефтяных компаний

Онлайн-ритейлер Amazon обошел по капитализации ExxonMobil. Если еще в прошлую пятницу нефтяной гигант опережал Amazon на $9,1 млрд, то в понедельник компании поменялись местами: капитализация ExxonMobil сократилась до $356,2 млрд, а Amazon – выросла до $364,4 млрд. Впрочем, уже на следующий день нефтяная компания вернулась к прежним показателям, а капитализация Amazon упала, и теперь между ними снова разница примерно в $10 млрд – в пользу ExxonMobil. Другая интернет-компания, Facebook, ненадолго обошла по капитализации еще один «традиционный» бизнес – инвестиционный холдинг Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway.

Несмотря на то что и ExxonMobil, и Berkshire Hathaway восстановили свои позиции, очевидно, что так называемые инновационные бизнесы все больше наступают на пятки бизнесам традиционным. Например, самые крупные технологические компании давно потеснили с первых позиций бизнесы сырьевые или инвестиционные: топ-3 крупнейших по капитализации компаний не первый год занят Apple ($567,8 млрд), Alphabet (материнская компания Google, $543,4 млрд) и Microsoft ($440,9 млрд).

Вера в инновационные бизнесы когда-то уже подводила инвесторов. В конце 1990-х гг. капитализация новых на тот момент интернет-бизнесов достигала сотен миллиардов долларов. Инвесторы, завороженные магическим словом «интернет», лихорадочно скупали акции компаний, приносивших одни убытки. Все закончилось в 2000 г. обвальным падением индекса NASDAQ, банкротством доткомов и оттоком средств из всего интернет-сектора. Инвесторы вернулись к традиционным и более надежным активам.

С тех пор интернет-бизнесы научились зарабатывать на все более растущей аудитории сети. И многие из них по выручке и прибыли приблизились к сырьевым бизнесам или даже обогнали их. Тот же Amazon получил в 2015 г. $107 млрд выручки и $596 млн прибыли, Google – $74,5 млрд и $4,9 млрд, Facebook – $17,9 млрд и $3,6 млрд соответственно. Выручка ExxonMobil в прошлом году составила $59,8 млрд, прибыль – $16,2 млрд. При этом показатели ExxonMobil падают: так, ее прошлогодняя прибыль снизилась на 50% из-за резкого падения цен на нефть. Тогда как показатели крупных интернет-компаний растут на десятки процентов в год. Это отражается и на капитализации: в середине 2014 г. ExxonMobil стоила на бирже примерно $445 млрд. Капитализация Amazon и Facebook была намного ниже нынешней – $150 млрд и $165 млрд соответственно. Получается, что нефтяной бизнес дешевеет на фоне стабильного падения цен на нефть, а те же Amazon и Facebook за два года как минимум удвоили капитализацию.

Поведение инвесторов во многом отражает их веру в чудо интернет-бизнеса. Незатейливая игра Pokemon Go меньше чем за месяц набрала 100 млн игроков и стала зарабатывать $10 млн в день – какому традиционному законному бизнесу такое под силу? Про сырьевые компании инвесторам все понятно, от них не ждут чуда. Интернет-бизнес – это всегда высокий риск, но при небольших вложениях на старте инвестор может получить кратную прибыль.