Пенсионная реформа в версии Путина

Ни правительство, ни «Единая Россия» не воспользовались шансом сколько-нибудь существенно смягчить перед вторым чтением законопроект, который по-прежнему сильно не нравится россиянам

Спустя всего несколько дней после подведения итогов единого дня голосования, который как минимум в четырех регионах выявил серьезное недовольство избирателей властью, Госдума готовится принять поправки к правительственному законопроекту о повышении возраста выхода на пенсию. В новую редакцию законопроекта включены президентские поправки, смягчившие первоначальную версию, – и только: ни поддержавшая жесткий первый вариант «Единая Россия», ни правительство не воспользовались возможностью уже после проблемных выборов добавить в проект инициативы, которые могли бы снизить градус неприятия реформы.

В среду Госдума рассмотрит в ключевом, втором чтении поправки к закону, который повысит пенсионный возраст для большинства россиян. Профильный комитет по труду и соцполитике рекомендовал принять внесенные в нижнюю палату инициативы президента – в частности, обещание Владимира Путина, данное им в специальном телеобращении 29 августа, повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60, а не до 63 лет, как предлагало правительство. Рекомендованные к принятию поправки также включают президентское предложение снизить на три года стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию: с 45 до 42 лет для мужчин и с 40 до 37 для женщин, а также снижение возраста выхода на пенсию для многодетных матерей. Ранее, во вторник, депутаты одобрили поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие обязательные работы и штраф для работодателей, уволивших или не взявших на работу людей предпенсионного возраста.

Попытки депутатов провести через комитет поправки, дополнительно снижающие бремя непопулярной у россиян реформы, провалились. Так, например, предложение сохранить нынешний льготный возраст выхода на пенсию для всех жителей Крайнего Севера (а не только для представителей малочисленных народов, которым это пообещал Путин) было отвергнуто в последний момент под нажимом правительства. Как сообщил «Интерфакс», уже после того, как профильный комитет проголосовал за то, чтобы рекомендовать Госдуме отказаться от предложенного правительством повышения планки выхода на пенсию для северян (с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин), представлявший на заседании правительство министр труда и соцзащиты Максим Топилин попросил «переголосовать», объяснив просьбу тем, что сохранение льготного пенсионного возраста для всех северян обойдется бюджету в 200 млрд руб. за шесть лет, а такие деньги не учтены в уже согласованном бюджете на ближайшие три года. С минимальным разрывом – пятью голосами против четырех – комитет проголосовал за то, чтобы пенсионный возраст для северян все же был повышен.

Одобренные же комитетом уступки (а палата обычно не нарушает его рекомендаций) предсказуемы, говорит замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская, они изначально предполагались правительством при внесении. Но и теперь поправки недостаточно проработаны, считает Синявская. Учитывая разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин, можно было бы уменьшить разницу до 2–3 лет, а также растянуть повышение во времени, поднимая его на полгода, а не на год ежегодно, отмечает экономист. Поправки не касаются важнейших вопросов работы пенсионной системы: ее сбалансированности и самодостаточности. В условиях экономической нестабильности строго указанные нормы индексации пенсий на ближайшие шесть лет могут привести как к их опережающему росту по сравнению с инфляцией, так и к их обесцениванию и снижению коэффициента замещения. Также из законодательства исключены нормы, которые должны определять порядок индексации страховых пенсий и расчета бюджетных трансфертов. Без них правила индексаций пенсий и трансфертов после 2024 г. будут непрозрачны, отмечает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Даже в смягченном президентом варианте инициатива по-прежнему болезненно воспринимается гражданами, следует из результатов соцопросов. После телеобращения Путина доля тех, кто оценивает ее негативно, снизилась незначительно, ее противники сохраняют абсолютное большинство (75%). Второе чтение закона специально перенесли на конец сентября, однако протестное голосование и провал кандидатов власти на губернаторских выборах в четырех регионах показали, что эта тактическая уловка не вполне сработала. До следующих региональных выборов еще год – возможно, Кремль рассчитывает, что за это время о несправедливом, по мнению большинства россиян, законе подзабудут. Но это не очевидно: ведь в следующем году он уже начнет действовать и едва ли все губернаторы и депутаты, которым предстоят перевыборы в 2019 г., смогут найти в региональном бюджете средства на то, чтобы обеспечить прежние льготы для тех, кому до пенсии теперь еще надо дожить.-