«Ласт квест»: амбивалентность недоступна

На Okko вышел остросюжетный сериал про наркотики, похищение ребенка и жизнь, летящую под откос

На Okko вышел сериал про наркотики, похищение ребенка и жизнь, летящую под откос. Режиссер и сценарист Петр Федоров снимает остросюжетную драму, используя приемы, больше подходящие для легкомысленной авантюрной комедии. И, кажется, сам безнадежно запутывается в этом противоречии

Олег (Петр Федоров – «Сталинград», «Территория», «Перевал Дятлова») плотно сидит на запрещенных веществах, а все остальные аспекты существования, включая семейную жизнь, работу в риэлторской конторе и личную гигиену, даются ему с нечеловеческим усилием. Однажды жена (Александра Серзина – «Дылда», «Цыпленок жареный») на несколько дней уезжает из города и оставляет его с малолетним сыном Егором (Максим Мазутный – «На солнце вдоль рядов кукурузы»). Олег не придумывает ничего лучше, как поехать в лес на поиски закладки, взяв с собой ребенка. Свою закладку он так и не находит, зато находит чью-то чужую – огромный такой пакет белого порошка.

Сразу же за ним с криком «Стой, стрелять буду!» начинает гнаться какой-то сердитый мужчина, и, уходя от погони, Олег теряет сына. В расстроенных чувствах приезжает к любовнице (Анастасия Щеглова – «Бихэппи») и тайком прячет пакет у нее в кресле-мешке. Пару часов спустя с героем связывается владелец клада, сообщает, что Егор у него в заложниках, и предлагает вернуть сына в обмен на находку. Олег едет обратно к любовнице, но она вот прям только что продала то кресло на «Авито», и теперь они вместе едут к покупателю, а покупатель – чудной здоровяк, который выращивает креветок у себя в гараже.

/ Okko

В пересказе это звучит как сюжет приключенческой комедии про похождения безмозглого торчка – бодрой, глупой и посмеивающейся над собственной глупостью. Но режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Петр Федоров вполне серьезен. И, кажется, намеревается рассказать пронзительно драматичную историю о вреде наркотиков и о том, как глубоко может пасть человек.

Формально это не первая режиссерская работа артиста Федорова: в качестве постановщика он дебютировал в 2005 г. фильмом «Через задний проход», а в конце следующего десятилетия снял две короткометражки по своим сценариям. «Ласт квест» сделан на основе одной из них – 20-минутного фильма Last Quest. Морализаторский анекдот про то, как мужик пошел в темный лес за закладкой, словил бэд-трип и не смог вспомнить, где оставил машину с сыном, Федоров разворачивает в сериальное повествование на девять серий, из которых прессе показали первые две. И, судя по ним, длинная сериальная дистанция дается автору с трудом – и как режиссеру, и как сценаристу.

Эпилептический монтаж, депрессивная электронная музыка за кадром, искаженное изображение (герой все время под кайфом), наползающие друг на друга панельные многоэтажки спальных районов. Весь этот психоделический выпендреж, по идее, должен завораживать зрителя, но из-за отсутствия чувства меры достигает обратного эффекта убаюкивающей монотонности.

В сериале есть смешные моменты, например семейная сценка в доме шурина (Ростислав Лаврентьев – «Дело гастронома № 1») главного героя. Но чаще Федоров гасит улыбку напускной серьезностью. Вот герой роется в хозяйственных инструментах, выбирая себе смертоносное оружие, и, последовательно примеряясь к пиле, топору и болгарке, останавливает выбор на гвоздезабивном пистолете. Этот эпизод кажется пародийной отсылкой к «Криминальному чтиву», но поставлен так, что весь его комический потенциал без остатка улетучивается (и вдобавок не пойми зачем снят поверх автомобильной покрышки, которая загораживает пол-экрана).

Будь перед нами и впрямь отвязная комедия про упоротого придурка, многие сюжетные ходы были бы художественно оправданны. И, кажется, в этом и есть главное противоречие «Ласт квеста»: Федоров ведет мрачный, по сути, рассказ о том, как жизнь человека летит под откос, используя фабульную модель приключенческой комедии. Давно подмечено, что трагедия и комедия – две стороны одной медали, и в свое время Хичкок (а в наше время Вуди Аллен) умел мастерски работать с этой амбивалентностью.

Но пока не очень опытному постановщику Федорову такие перевертыши даются с трудом: он не может примирить одно с другим. И сквозь нагнетаемый им мрак всегда некстати просвечивает комедийный, по сути, фабульный материал, который мешает воспринимать происходящее с той серьезностью, на которую автор, видимо, рассчитывает. Впрочем, есть надежда, что в следующих эпизодах сериал обретет равновесие и сможет подружить серьезное со смешным. Либо перестанет уже стесняться и все-таки превратится в приключенческую комедию.