«Бременские музыканты»: полнометражная гастроль

Игровой ремейк культового советского мультфильма передает привет «Безумному Максу»

Рано осиротев, юный Трубадур (10-летний Мирон Проворов – полуфиналист восьмого сезона шоу «Голос. Дети») поет на улицах Бремена и так зарабатывает на жизнь. Трубадуром его звала даже мама-цветочница (эпизодическая роль звезды «Вызова» Юлии Пересильд), рано разглядевшая в сыне певческий дар. Под вокал парня покачивались в такт и расцветали даже сутулые тюльпаны. Так они жили: сын пел, мама продавала цветы, пока не случилось трагическое несчастье и Трубадур не оказался один с гитарой на бременской паперти.

Здесь талантом мальчика решила воспользоваться Атаманша (Мария Аронова – тренер Шаталина из дилогии «Лед») – предводительница ватаги беспризорников. Пока Трубадур выступал, юная голытьба обчищала карманы очарованных прохожих. Гениальный Сыщик (худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский) немедленно аферу раскрыл, однако в тюрьму отправил одного несчастного Трубадура. На свободу тот выйдет лишь годы спустя – мускулистым, поджарым (Тихон Жизневский из «Майора Грома»). И злым если не на весь свет, то на Атаманшу точно. Трубадур лелеет мечту о мести, но пока решает продолжить музыкальную карьеру – и становится фронтменом местного звериного ВИА. Все, что с ним произойдет дальше, вам в общих чертах уже известно по советским мультфильмам.

Студия Disney начала переснимать свою знаковую анимацию в виде натурного кино еще в 1990-х. Особенно интенсивно – в последние лет 15, которые явно войдут в голливудскую историю как эпоха ремейков и ребутов. Просто для контекста: всего с 2010 г. было снято 17 (!) диснеевских фильмов по мотивам мультфильмов. Последний из них – «Русалочка» Роба Маршалла – вышел в мировой прокат в мае 2023 г., но выдающихся результатов не показал (его касса, по данным Box Office Mojo, – $569,6 млн). К примеру, «Король Лев» (2019 г.) вошел в топ-10 самых кассовых фильмов в истории (девятая строчка и $1,7 млрд).

/ Телеканал «Россия 1» / Союзмультфильм / Студия Тритэ

Российская индустрия равняется на голливудскую, так что игровые ремейки советской анимационной классики были, наверное, лишь вопросом времени. А феноменальный успех «Чебурашки» (2023 г.), который стал самым кассовым фильмом в российском прокате (6,8 млрд руб., по ЕАИС), только ускорил процесс. 1 января 2024 г. стартуют «Бременские музыканты», а 7 марта настанет черед «Летучего корабля» Ильи Учителя, который также основан на старом мультмюзикле. И это только начало. Председатель совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, выступая в марте 2023 г. на одном индустриальном форуме, рассказала, что студия получила от различных кинокомпаний «игровые» заявки по всем мультгероям «золотой коллекции».

Ремейки не подоспели раньше хотя бы по такой очевидной причине: если Disney переснимает (порой покадрово) свои полные метры, то почти вся классика «Союзмультфильма» – короткометражная. Тот же классический цикл «Бременских музыкантов» от режиссеров Инессы Ковалевской и Василия Ливанова (1969–1973 гг.) – всего два 20-минутных мультфильма. Конечно, их мало просто искусственно расширить. У двухчасового фильма, тем более игрового, своя специфика, свой ритм, своя конструкция персонажей. Фактически для каждого конкретного ремейка сценаристам надо придумать новую историю – с легким чувством дежавю, но работающую по законам большого семейного зрелища.

/ Телеканал «Россия 1» / Союзмультфильм / Студия Тритэ

Новые «Бременские» (совместное производство «Тритэ», «Союзмультфильма» и телеканала «Россия 1») – фильм, вне всякого сомнения, чрезвычайно дорогой и при этом явно авторский. Режиссер Алексей Нужный, известный прежде всего по фильму-катастрофе «Огонь» и комедии «Я худею», – автор идеи ремейка и соавтор сценария (вторым – редкое дело – выступил оператор Игорь Гринякин) – не просто решил переснять любимый мультфильм. Кажется, он попытался переснять все свои любимые фильмы. Сразу несколько эпизодов вдохновлены «Безумным Максом», одна сцена передает привет «Зорро», другая – «Рабе любви» Михалкова. Есть даже подобие отсылки к самому себе. Мария Аронова и Сергей Бурунов (звезда сериалов «Полицейский с Рублевки» и «Слово пацана»; тут – Король) снова играют любовную драму, как в предыдущем фильме Нужного «Пара из будущего».

К сожалению, пересказ любопытнее просмотра. Фильм расползается на череду аттракционов, из которых умеренно занимательны, наверное, лишь два – песня Охраны с Буруновым и песня Сыщика с Хабенским. А вот читающая рэп Мария Аронова вызывает лишь чувство неловкости. Как и четверка зверей-музыкантов. Их играют артисты в виртуозном пластическом гриме, который при этом избыточно реалистичен, даже патологичен. Зачем прятать целую Ирину Горбачеву (Кошка) под слоем шерсти, так что никакой мимики не видно, – отдельный вопрос. Песни, к счастью, остались старые – пусть и в безликой поп-аранжировке Максима Фадеева (он же написал несколько новых треков).

А вот пейзажи красивы, декорации сказочны, и за матчасть можно не переживать. Все три аккорда, без которых невозможно семейное кино, «Бременские музыканты» отыграют многократно. Про любовь, семью, мечту здесь будут говорить постоянно и в лоб. Диалоги настолько прямолинейны, что порой сюрреалистичны: «Мечта может быть только у тех, у кого есть лицо. А у нас – морда».