Правительство поможет нефтяникам за счет металлургов и химиков

Правительство продолжает искать варианты компенсации бюджетных потерь от обнуления экспортной пошлины на восточносибирскую нефть. Оплачивать льготы для нефтяников, возможно, придется металлургам и химическим производствам
Д.Гришкин

Пошлина на экспорт меди может быть введена уже в этом году, сообщил замминистра экономического развития Андрей Слепнев, подготовило министерство предложения и по корректировке пошлины на никель (его цитирует «Интерфакс»). Размер пошлин, по словам Слепнева, будет привязан к биржевым ценам на металлы, точных ставок он не назвал.

Пошлины на медь и никель правительство временно обнулило в январе 2009 г., до этого экспорт нелегированного никеля облагался по ставке 5%, меди – 10%. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина объясняла отмену пошлин падением мировых цен на металлы. Пошлину на никель чиновники вернули в декабре прошлого года, на медь ставка осталась нулевой.

Обсуждаются разные варианты пошлин на медь, скорее всего, вернут ставку 10%, говорит чиновник Минэкономразвития. Пошлина на никель может быть повышена до 9%, добавляет он: ситуация на рынке металлов гораздо лучше, чем год назад, должны расти и доходы от их экспорта.

С начала года цена на медь вышла на уровень $7000–8000 за 1 т, в разгар кризиса она опускалась ниже $3000, отмечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Николай Сосновский: при текущих ценах возврат экспортной пошлины вполне оправдан. Повышение пошлины на никель, по его словам, может стать неприятным сюрпризом для экспортеров, но катастрофических последствий не принесет. Вчера на 19.15 МСК тонна меди на LME стоила $6825, никеля – $20 725, средняя цена никеля в I квартале – $20 163 за 1 т, меди – $7274. Представитель «Норникеля» (крупнейший российский экспортер никеля и меди) комментировать предложения Минэкомразвития отказался.

Повышение пошлин на ряд сырьевых товаров компенсирует часть потерь, которые понесет казна из-за обнуления экспортной пошлины на восточносибирскую нефть, говорит чиновник аппарата правительства. Ежегодные потери от обнуления пошлин на экспорт нефти с 22 месторождений Минфин оценивает в 120 млрд руб. В начале марта вице-премьер Игорь Сечин обещал найти источники компенсации. Допдоходы может принести и введение экспортной пошлины на хлористый калий, говорит чиновник Минэкономразвития: рассматривают разные варианты – от 5–6 до 15%. Слепнев ставки обсуждать отказался, вопрос находится в проработке. Введение экспортных пошлин на калий снизит инвестиционную привлекательность отрасли, говорил ранее представитель «Уралкалия».

По оценке чиновника Минэкономразвития, общий дополнительный доход бюджета от всех обсуждаемых тарифных мер может составить около 25 млрд руб. Но какие из предложений в итоге будут приняты, сейчас прогнозировать сложно, оговаривается собеседник «Ведомостей». Перекладывание нагрузки с одной отрасли на другую говорит о непродуманности бюджетной политики, замечает партнер ФБК Игорь Николаев: «За льготы нефтяникам придется расплачиваться остальным отраслям, но, если ситуация на этих рынках ухудшится, правительству придется думать, как компенсировать уже их потери».