Президент предложил судам следить за здоровьем подследственных

Поправки связаны с тем, что усилия по перелому ситуации с посадками бизнесменов не приносят должного результата, рассказал источник, близкий к президениской администрации.
А.Махонин

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки, обязывающие суды смягчать условия содержания подследственных при ухудшении состояния их здоровья, сообщила сегодня пресс-служба. Он предлагает изменить статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Ст. 110 УПК дает возможность отмены меры пресечения, когда в ней отпадает необходимость, или изменения ее на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК. В свою очередь ст. 99 УПК обязывает суды при решении вопроса об избрании меры пресечения учитывать состояние здоровья подозреваемого или обвиняемого, вызванное тяжелым заболеванием. Однако возможности смягчить условия содержания подследственных, у которых произошло ухудшение состояния здоровья в сизо, законодательство на предусматривает.

В августе Генпрокуратура отчиталась об итогах масштабной проверки российских тюрем и следственных изоляторов на предмет исполнения законодательства об обеспечении прав осужденных и лиц, заключенных под стражу, на получение квалифицированной медицинской помощи. Генпрокуратура выяснила: в 2009 г. в российских сизо от различных болезней умер 521 человек. Самыми резонансными из них стали гибель юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского и подмосковного бизнесмена Веры Трифоновой.

Человек, близкий к администрации президента, говорит, что поправки связаны с тем, что прежние усилия по изменению ситуации с посадками бизнесменов не приносят должного результата.

В мае президент вносил поправки в УК, направленные на смягчение уголовные наказания для бизнесменов. В частности, был установлен залог для подозреваемых в уголовных преступлениях малой и средней тяжести в 100 000 руб., а для тяжких преступлений – 500 000 руб. В залог разрешено стало брать недвижимое имущество, а также акции и облигации. Но суды отказывались назначать залог вместо ареста под предлогом неясности, что считать предпринимательской деятельностью.

В июне пленум Верховного суда (ВС) уточнил определение. По данным суда, до сих пор ходатайство об аресте бизнесмена или его продлении удовлетворяют в каждом втором случае.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы Владимира Груздева, инициатива заслуживает поддержки, так как все знают, каковы условия содержания в российских сизо. По его словам, еще в 2008 г. он вместе с председателем комитета Павлом Крашенинниковым предлагал засчитывать для осужденных за преступления малой и средней тяжести один день пребывания в сизо до суда за полтора дня в случае, если человека приговаривают к заключению в колонии общего режима, и за два дня, если приговаривают к отправке в колонию-поселение.