Миноритарии получат больше информационных прав

Правительство и администрация президента согласовали поправки, меняющие порядок раскрытия информации миноритариям. Им откроют доступ к документам дочерних структур, а владельцы более 10% голосующих акций смогут провести собственный аудит компании

Эти поправки – серьезный прорыв, в первую очередь благодаря позиции по «дочкам», говорит миноритарий «Роснефти» и «Транснефти» Алексей Навальный. Но компании могут отнести информацию к бухгалтерской и отказаться раскрыть ее (право на эту информацию по-прежнему лишь у владельцев 25% акций), замечает он. Именно на это сослались «Транснефть» и «Роснефть», отказавшись предоставить документы по сотрудничеству с Gunvor, рассказывает Навальный, причем суды пока поддержали их.

Переработать правила раскрытия информации президент Дмитрий Медведев поручил в конце марта на совещании в Магнитогорске. «Ведомости» ознакомились с подготовленными Минэкономразвития поправками в закон об АО. По словам директора департамента Минэкономразвития Ивана Осколкова, проект может быть внесен в Госдуму до 1 июня (этот срок был в поручении президента). В правительстве и Кремле документ согласован.

Проект расширяет перечень информации, на которую могут претендовать миноритарии. Например, поправки открывают им доступ к любым договорам, в которых материнская компания дает обязательные указания дочерним. Сейчас компании не обязаны предоставлять миноритариям эти документы, они должны лишь раскрыть факт заключения акционерного соглашения. Запросить интересующую их информацию акционеры смогут и у «дочек» компаний, совладельцами которых они являются. В действующем законодательстве вопрос раскрытия информации «дочками» не урегулирован. В феврале Высший арбитражный суд (ВАС) разъяснил, что у акционеров нет такого права.

По поправкам собственные документы общество обязано предоставить в течение недели, а своих «дочек» – не позднее семи дней с момента получения. Если «дочка» не реагирует на запросы, миноритарий материнской компании вправе потребовать документы через суд. Акционер должен знать, что происходит в контролируемых его компанией структурах, говорит Осколков: например, в «дочки» могут выводиться активы, а в случае преднамеренного банкротства зависимой компании материнская структура может нести ответственность по ее долгам.

Поправки открывают широкие возможности для экономического шпионажа и гринмейла, разочарован сотрудник компании, продолжающей судиться с Навальным из-за предоставления информации: любой конкурент может купить на открытом рынке пару акций и запросить информацию, являющуюся коммерческой тайной. «В энергетике это особенно важно, потому что речь может идти о гостайне», – возмущен он, прежде чем вводить такие послабления, необходимо предусмотреть защитные механизмы. Представитель «Роснефти» поправки не комментирует, представитель «Транснефти» на звонки не отвечал.

Еще одно нововведение порадует миноритариев, владеющих более 10% голосующих акций. Они смогут инициировать за свой счет внеочередной аудит компании и достоверности ее отчетности. Достаточно крупный акционер должен иметь возможность аудировать состояние дел в компании за свой счет, объясняет Осколков. Если же несколько миноритариев вместе соберут 10% и договорятся об оплате проверки, то «в этом нет ничего страшного», считает он.

Если бы такая норма появилась раньше, компания бы обязательно инициировала проверку «Норникеля», говорит представитель UC Rusal. Существующий порядок в достаточной мере отвечает интересам миноритарных акционеров, считает представитель «Норникеля». Возможность проводить проверку, выбирая аудитора по своему усмотрению и за свой счет, может привести к дестабилизации работы предприятия, опасается он.

У крупных акционеров должен быть доступ к любой информации, но нельзя предоставлять ее всем миноритариям, считает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Сейчас граница проходит на уровне 25% акций, возможно, ее нужно снизить, говорит он.