Бастрыкин предложил создать финансовую полицию

Александр Бастрыкин предложил создать финансовую полицию на основе Росфинмониторинга. Это будет непросто, предупреждают эксперты

В опубликованной вчера в его блоге статье председатель СКР Бастрыкин обобщает опыт работы финансовой полиции как специального органа по борьбе с налоговыми и финансовыми преступлениями в разных странах и, особенно выделяя положительный опыт Казахстана, приходит к выводу, что в России создать такую службу можно двумя способами. Дать права оперативно-розыскной деятельности (ОРД), т. е. прослушивания и других методов выявления преступлений, можно было органам налоговой службы. Хотя это более дешевый путь, он, по мнению Бастрыкина, менее эффективный – ведь налоговая служба неизбежно сосредоточится на выявлении налоговых преступлений, а необходимо выявлять отмывание денег, коррупцию в госзакупках и ЖКХ и другие финансовые преступления.

Поэтому более эффективным способом является наделение правами на ОРД Росфинмониторинга. Сейчас эта служба является органом финансовой разведки, имеющим право собирать и анализировать всю необходимую информацию, но она не может проводить ОРД.

Бастрыкин уже давно предлагает создать финансовую полицию. Он мотивирует это тем, что после принятия поправок в УПК, разрешивших возбуждать дела о неуплате налогов только по результатам налоговых проверок, число выявленных налоговых преступлений, расследовать которые теперь должен СКР, значительно сократилось. Как пояснил представитель СКР, статья Бастрыкина – это не официальное предложение, а приглашение к общественной дискуссии. Руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на запрос не ответил.

Оперативная работа – это не та сфера, которой могли бы заняться чиновники Росфинмониторинга, считает Роман Терехин из юридической фирмы «Налоговик». Она требует смекалки и специфических навыков, которых нет у чиновников, поэтому финансовой полиции придется или создавать оперативный аппарат с нуля, что невозможно, или брать оперативников из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Сейчас, когда эти оперативники должны взаимодействовать с налоговиками, эта работа идет тяжело, будут проблемы с оперативниками и у чиновников Росфинмониторинга.

По словам источника, близкого к руководству Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, принципиальное решение о создании финансовой полиции принято, однако ее модель еще не выбрана и статья Бастрыкина – часть уже идущих дискуссий по выбору модели.