Бреммер, Рубини: Россию пора игнорировать

Путинская страна слишком слаба экономически и строптива политически, чтобы оставаться в BRIC и входить в G8, считают экономисты с мировыми именами
Нуриэль Рубини считает, что он предсказал кризис/ AP

Россия выступает против международного военного вмешательства в Сирию, где уже больше года не прекращаются антиправительственные протесты, хотя ряд стран, например Франция и Австралия, не исключают пользу от интервенции. Обсуждения разгорелись с новой силой после трагических событий 25-26 мая, когда в ходе подавления вооруженной оппозиции был обстрелян город Хула: по данным международных наблюдателей, жертвами стали свыше 100 человек, в том числе женщины и дети. Сирийские власти возложили ответственность за убийства на исламистских боевиков. Совбез ООН на экстренном совещании 27 мая "в самой жесткой форме" осудил расправу над мирными жителями.

Знаменитые экономисты Нуриэль Рубини, профессор Нью-Йоркского университета, и Иан Бреммер, президент Eurasia Group, в сегодняшней статье в Financial Times изложили свое мнение относительно того, почему Россия блокирует резолюцию Совбеза ООН. Они в резкой форме утверждают, что страна из-за политики президента Владимира Путина становится все слабее, поэтому ее мнение уже не имеет принципиального значения.

"Итак, что мы видим. Власти Сирии убивают десятки граждан собственной страны, и чем же на это отвечает ее верный союзник, Россия? Россия блокирует важную резолюцию Совбеза ООН. Такая реакция уже давно никого не удивляет, и тем не менее она заставляет задаться вопросом: а каково реальное место России в современном мире?" - пишут экономисты.

По их мнению, нынешней России не место не только в BRIC, но и в G8 и вообще в сообществе демократических государств: членство России в международных организациях в целом малополезно. "G7 + 1 не может превратиться в G8, пока Россия не станет вести себя как зрелая рыночная демократия", - указывают они. Последние события не внушают оптимизма - Путин не поехал на саммит G8 в Кемп-Дэвид, сославшись на занятость при формировании нового правительства ("чрезвычайно сложное дело в любом авторитарном государстве", иронизируют Бреммер с Рубини). И характерно, что в Кемп-Дэвиде прекрасно обошлись без него: Россия не способна помочь ни Афганистану, ни еврозоне, а в Иране и Сирии она часть проблемы.

Но если не политика, то, может быть, экономика России позволяет ей рассчитывать на место среди стран BRIC? Ни в коем случае, считают экономисты. Если компартия Китая целенаправленным трудом смогла поднять страну из крайней бедности до места второй экономики мира; если Индия вывела на международный рынок крупные инвестиционные частные компании; если Бразилия развивается как страна с устойчивой демократией и диверсифицированной экономикой, то "все, что есть у авторитарной России, – "крутая" репутация мистера Путина и экспорт нефти, газа и прочих природных ресурсов". В рейтинге всемирной коррупции Transparency International Россия на 143-м месте, напоминают авторы, - далеко позади Турции (61), Бразилии (73) и Китая (75).

Хуже того, бизнес-элита России в массе своей считает страну не полем для долгосрочных инвестиций, а сокровищницей, из которой можно брать, утверждают Бреммер и Рубини. "Бегство капитала, хроническая проблема России, ускорилось после избрания Путина в марте", - пишут они. Запущена и демографическая проблема: население России снижается из-за плохого здравоохранения, алкоголизма и эмиграции. От СССР Россия унаследовала 148 млн человек населения, сейчас их 142 млн, а по прогнозу ООН, до 2050 г. население страны сократится на треть "с очевидными последствиями для экономического роста".

Улучшается ли ситуация в России? Тоже нет, утверждают экономисты. Во время президентской предвыборной кампании, "прошедшей в традициях потемкинских деревень", Путин "больше упирал на стабильность, которой добился в течение первых президентских сроков, а не на какие-то перспективы страны". "Россия станет еще менее прозрачной - Путин сформировал правительство из реформаторов с сомнительной властью и перетянул в свою администрацию силовиков-тяжеловесов. Похоже, что Россией будут управлять не из министерств, а из-за закрытых дверей кремлевских кабинетов", - считают авторы.

Слова Митта Ромни, вероятного кандидата республиканцев в президенты США, назвавшего Россию "геополитическим врагом номер один", абсурдны, пишут Бреммер и Рубини, но не потому, что Россия не противоречит интересам США – напротив, разногласия нарастают, - а потому, что Россия становится все менее значима как политическая и экономическая сила. "Соседи России по BRIC не заинтересованы исключать Москву из этого клуба, но остальные страны могут (и должны) перестать говорить о России, как будто она к нему принадлежит", - считают экономисты.

По их мнению, в России есть здоровые силы, которые хотели бы видеть свою страну не "евразийской державой" Путина, а современной европейской страной с инновационной экономикой с преобладающим влиянием частного предпринимательства. Именно эти люди недавно вышли на улицу, и именно к ним следует прислушиваться. "Если США и Европа в самом деле хотят выстраивать новые связи с Москвой, говорить им следует именно с этими людьми", - заключают Бреммер и Рубини.

Рубини известен критическим отношением к современной России. Так, в своей книге "Как я предсказал кризис" он написал, что страну можно подозревать в "экономическом мошенничестве": слабость российской экономики - внешняя долговая нагрузка банков и корпораций - была спрятана за "золотым занавесом" безудержного роста нефтяных и газовых цен.

Бреммер также позволял себе довольно резкие высказывания в адрес России. В январе этого года в интервью журналу Foreign Policy он заявил, что "оставаться в BRIC Россия не заслуживает": "Управление сконцентрировано на одном человеке, при этом оно остается неэффективным, а страна - коррумпированной".

Директор аналитического департамента Номос-банка Кирилл Тремасов считает, что Рубини и Бреммер работают на публику, хотя многие их замечания справедливы. "Рубини, сделавшему себе имя на удачном предсказании кризиса, нужно поддерживать имидж громкими заявлениями, - говорит Тремасов. - Его слова - в тренде, многие читатели и поклонники услышат подтверждения собственным ощущениям". Отношение к России после кризиса ухудшилось, признает Тремасов, ее развитие на фоне других стран BRIC разочаровало инвесторов. Рубини регулярно приезжает в Россию (так, он уже не первый год посещает в феврале "Форум Россия", организуемый "Тройкой диалог"), по информации Тремасова, его очередной визит намечен на июнь.