Оппозиция за год не увеличила число сторонников, а власть – не переубедила недовольных

Оппозиция не смогла увеличить число сторонников, а власть – убедить недовольных в своей правоте, делают выводы из опроса «Левада-центра» эксперты

Большинство россиян не ждут массовых акций протеста в ближайшее время, а наиболее вероятным считают проведение митингов с экономическими, а не политическим требованиями, следует из проведенного «Левада-центром» с 14 по 17 декабря опроса среди 1600 человек. Вполне возможным проведение акции протеста в своем городе против падения уровня жизни посчитали 29% опрошенных, в вероятность митингов с политическими требования верят 22%, однако принять участие в таких акциях подавляющее большинство граждан (почти 80%) не готовы.

При низком протестном потенциале большинство не верит в официальные объяснения властей о причинах запрещения протестных акций. Отвечая на вопрос о причинах несогласования «Марша свободы» в Москве 15 декабря, почти треть (31%) опрошенных объяснили его взятым курсом властей на сворачивание акций, а 23% заявили, что власти массовых акций боятся. Только 13% согласны с официальным объяснением властей – акция создала бы проблемы горожанам.

Не верит большинство опрошенных и разговорам об «оранжевой угрозе». Для 41% это «страшилка», с помощью которой пытаются отвлечь общественное внимание от экономических проблем, некомпетентности правительства, коррупции и злоупотребления властью высших чиновников, с тем, что эти разговоры отражают реальную угрозу, согласны 16%.

Отмечая репрессивный курс властей, о «болотном деле» против участников беспорядков в Москве 6 мая не слышали 69% опрошенных. Большинство тех, кто слышал (60%), считают его мерой запугивания оппозиции и предполагают, что за ним последуют другие и это приведет к усилению недовольства властями. В этом уверены 40% ответивших на вопрос. С официальной трактовкой событий – процесс должен наказать нарушителей общественного порядка – согласны 35%.

За год кардинальным образом ничего не изменилось: около трети граждан всегда настроены оппозиционно, поэтому не разделяют мнения власти, но и оппозиция не смогла предложить этой категории ничего конструктивного, поэтому расширения протестной среды не произошло, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.

Власть не смогла отвоевать голоса оппозиционной субкультуры, которая всегда составляет примерно треть граждан, говорит президент Центра политтехнологий Игорь Бунин, неприятие официальной пропаганды показывает, что власть не вызывает уважения, хотя за ее представителей по-прежнему готовы голосовать. Несогласие с «оранжевой угрозой» показывает, что протестная база может увеличиться, на это работает и принятие ответа на акт Магнитского, добавляет эксперт.