Бывшего вице-президента ЕБРР переквалифицировали из подозреваемой в обвиняемую по делу о коррупции

Предъявлено обвинение Елене Котовой и Игорю Лeбедеву, которые, считает следствие, пытались получить $1 млн за гарантию выдачи кредита ЕБРР
Елена Котова/ В. Левитин/ РИА Новости

Вице-президент ЕБРР от России Елена Котова при посредничестве бывшего вице-президента ВТБ Игоря Лeбедева, считает Следственный департамент МВД, пыталась совершить коммерческий подкуп (ч.3 ст.30 и ч.3 ст.204 Уголовного кодекса, до 7 лет лишения свободы): обещала некой компании кредит ЕБРР в $95 млн.

По словам сотрудника МВД, эта компания – канадская CanBaikal Resources, она принадлежит живущему в Лондоне Игорю Черникову, российскому предпринимателю, бывшему чиновнику Минприроды и до 2010 г. – члену Общественной палаты: CanBaikal обратилась в ЕБРР за кредитом для развития проектов нефтедобычи в ХМАО.

Сам Черников и подал заявление в службу внутреннего контроля ЕБРР весной 2010 г., а служба проверила его информацию, обнаружила у Котовой счета в офшорах и обратилась в полицию лондонского Сити. ЕБРР передал информацию правительству России, и в декабре 2010 г. тогдашний председатель правительства Владимир Путин освободил Котову от должности и снял с нее дипломатический иммунитет. Котова вернулась в Россию, где Следственный департамент возбудил – по переданным британской полицией материалам – уголовное дело против нее. Но расследовать его долгое время не получалось, продолжает собеседник «Ведомостей»: потерпевший Черников на повестки из Москвы не реагировал, а британские власти откликнулись на запросы из России только в конце лета 2012 г., сетует собеседник из МВД. Как сообщало агентство «Росбалт», в октябре следователи МВД смогли допросить сотрудников ЕБРР и Черникова, материалы имеют юридическую силу для российского следствия.

ЕБРР полностью сотрудничал с МВД, сообщение о предъявлении обвинений Котовой принято во внимание, сообщил представитель ЕБРР Ричард Уоллис.

Адвокат Котовой Сергей Мирзоев говорит, что объективных доказательств в деле нет – лишь показания Черникова, а материалов внутренней проверки ЕБРР недостаточно для уголовного преследования: они касаются нарушения этических норм. Одной из причин возникновения дела мог быть профессиональный конфликт Котовой с высокопоставленными сотрудниками ЕБРР, считает он, расследование ведет и британская полиция, что создает юридический казус – два расследования по одним и тем же материалам. В Королевской прокурорской службе, ведущей дело вместе с полицией Сити, не ответили на запрос «Ведомостей».

Еще недавно Россия почти игнорировала международные коррупционные дела, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, – взять хотя бы откаты чиновникам (в том числе и российским) от немецких Daimler и Siemens. Но в 2012 г. Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц и к другим антикоррупционным соглашениям – и игнорировать такие дела становится все сложнее, заключает он.