Страны БРИКС создадут свой фонд в качестве альтернативы МВФ

Страны БРИКС хотят создать собственные международные финансовые институты – альтернативу МВФ и Всемирному банку
Президенты России Владимир Путин и Бразилии Дилма Роуссефф на встрече лидеров БРИКС/ А.Дружинин/ ИТАР-ТАСС

Страны БРИКС на саммите в ЮАР принципиально договорились создать банк развития и резервный фонд. И фонд, и банк развития пока только обсуждаются, объяснили члены делегаций. Фонд пока в низкой стадии проработки, сообщил министр финансов России Антон Силуанов: обсуждение продолжится на встрече министров финансов «двадцатки» в апреле. Фонд должен стать финансовой страховочной сеткой для БРИКС, сообщает декларация саммита: он поможет при нехватке краткосрочной ликвидности.

Объем фонда может составить $100 млрд, рассказал Силуанов, бюджетные средства не понадобятся: ЦБ каждой страны будет гарантировать, что часть международных резервов может быть в форме валютного свопа направлена на поддержку платежного баланса члена БРИКС. По словам Силуанова, Китай мог бы предоставить $41 млрд, Россия, Индия и Бразилия – по $18 млрд, ЮАР – $5 млрд.

Международные резервы БРИКС огромны, с таким фондом они могли бы обойтись и без МВФ, замечает главный экономист Renaissance Capital Чарльз Робертсон. МВФ требует от получателей помощи выполнения жестких антикризисных программ, БРИКС могла бы предоставить помощь, например, Египту и ему не пришлось бы соглашаться на условия МВФ, полагает он.

МВФ приходит на помощь странам с кризисной ситуацией в экономике, получение средств от него требует длительных согласований, объясняет профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, а фонд БРИКС позволил бы оперативно реагировать на кризисы. Часто спасти ситуацию может сам факт существования фонда, продолжает Волчкова: зарезервированные средства могут делать игру против рынка бесполезной.

У стран БРИКС нет опыта спасения проблемных экономик, предупреждает Робертсон: чтобы подготовить выдачу кредита из средств такого фонда, нужны специалисты.

Перспективы банка развития БРИКС еще более туманны: министры финансов не смогли договориться о принципах его работы, рассказал Силуанов: непонятно, каким может быть капитал и механизм управления. Предполагалось, что капитал должен достичь $50 млрд, начать можно было бы и с $10 млрд – по $2 млрд от каждой страны. $2 млрд – деньги немаленькие, замечает Силуанов: «Нам будет очень непросто это в парламенте обсуждать, не только нам, но и другим странам». Президент России Владимир Путин настаивал, что банк должен действовать на рыночных условиях. БРИКС продолжит работать над созданием банка развития, говорится в декларации саммита. До 2015 г. инфраструктура стран БРИКС требует вложений на $4,5 трлн, посчитал президент ЮАР Джейкоб Зума.

Поручение министерствам финансов проработать вопрос по банку было дано год назад, для такого дела срок мал, заявил «Ведомостям» замминистра иностранных дел Сергей Рябков. К саммиту были поданы разрозненные предложения и несогласованные схемы, не имевшие во многих аспектах общего знаменателя, но Россия решила не блокировать пункт декларации по банку, а приняла более мягкую формулу – национальное прочтение документа, на которое и будет ссылаться, объяснил Рябков.

Непонятно, почему банк развития БРИКС должен подменять частные инвестиции, удивляется Робертсон: «Если частный сектор не считает, что подводный оптоволоконный кабель, соединяющий пять стран, – хорошая идея, то почему ее должны оплачивать налогоплательщики?» Такой банк развития – попытка получить доступ к китайским деньгам, считает он.

В работе банков развития важны косвенные эффекты, подчеркивает Волчкова: когда ЕБРР вкладывается в проекты в Восточной Европе или России, от улучшения социально-экономического положения опосредованно выигрывает и сама Европа. Страны БРИКС слишком далеко друг от друга, чтобы ощутить такие эффекты, продолжает Волчкова, сложно будет найти экономические стимулы для создания банка развития БРИКС, решение может быть скорее политическим.