Проверки НКО оказались масштабнее ожиданий

Генпрокуратура проигнорировала заседание Совета по правам человека (СПЧ) по итогам проверок НКО, которые оказались еще масштабнее, чем ожидалось

Факс, подписанный заместителем генпрокурора Виктором Гринем, поступил в приемную председателя СПЧ Михаила Федотова за час до начала заседания. Гринь проинформировал Федотова, что его коллега Алексей Жафяров все еще занят проверками и на заседание не придет.

Проигнорировали приглашение и ФСБ, МЧС, ФМС и ФНС – их Генпрокуратура также привлекает к проверке НКО.

По словам замдиректора департамента по делам НКО Минюста Татьяны Вагиной, ее коллеги были привлечены прокурорами к проверкам 528 НКО из 49 регионов. При этом не все проверки проходили с участием Минюста, отметила Вагина: в 34 регионах прокуратуры обходились своими силами.

Это первые официальные данные о количестве проверенных организаций. Ранее правозащитная ассоциация «Агора», аккумулирующая обращения о проверках, сообщила о приходе проверяющих в 233 НКО в 52 регионах.

Официальной целью проверок НКО Генпрокуратура поначалу называла выявление признаков экстремистской деятельности. Ни одного такого случая не выявлено, сообщила Вагина. Затем Генпрокуратура признала, что проверяет в том числе и выполнение закона об НКО – иностранных агентах, но пока Минюст составил только два административных протокола о нарушении этого закона ассоциацией защиты прав избирателей «Голос», которая, по мнению ведомства, исполняет функции иностранного агента, т. е. получает финансирование из-за рубежа и занимается политикой. В случае «Голоса», по версии Минюста, это премия Андрея Сахарова от Норвежского Хельсинкского комитета и создание Избирательного кодекса, ассоциация обвинения отрицает.

Информацией о других НКО-агентах Минюст не располагает, заявила Вагина, а двум организациям – правозащитной «Щит и меч» из Чувашии и историческому Фонду Александра III – министерство в регистрации в списке агентов отказало, не найдя в их работе признаков политической деятельности. Еще примерно 40 организаций обратились в Минюст с просьбой разъяснить, надо ли им регистрироваться как иностранным агентам или нет, министерство ответило отрицательно, сообщила Вагина.

Не все НКО, получающие деньги из иностранных источников, имеют отношение к гражданскому обществу и подконтрольны Минюсту, среди них могут быть и госкорпорации, признала Вагина. Возможно, этим объясняется сумма зарубежного финансирования – $1 млрд, которую, по данным президента Владимира Путина, получили из-за рубежа 654 НКО. Их список не был опубликован.

Прокурорские проверки в отличие от проверок ФНС и Минюста ничем не регламентированы, нигде не сказано, сколько они могут длиться и каковы полномочия проверяющих, отметил член СПЧ Павел Чиков – и предложил по итогам заседания СПЧ рекомендовать Генпрокуратуре разработать регламент проверок, чтобы исключить возможность злоупотреблений. Кроме того, СПЧ намерен просить президентскую администрацию раскрыть данные о 654 НКО, получивших $1 млрд, эта информация имеет общественное значение, сообщила председатель комиссии по делам НКО СПЧ Елена Тополева-Солдунова.