Черного пиара против оппозиции на выборах стало больше
Но подложные газеты и заказные телесюжеты действуют на избирателей не всегда, считают экспертыВ Тушинском одномандатном округе Москвы, где от «Яблока» баллотируется депутат Госдумы Дмитрий Гудков, активно распространяется газета «Совершенно секретно» с заголовком на первой полосе «Ху ю а, мистер Гудкофф?». Среди материалов – рассказ о том, как округ превращается в тренировочный лагерь майдана, и антисемитская публикация о начальнике штаба Гудкова Максиме Каце. Замгендиректора ООО «Совершенно секретно – ньюпресс» Ирина Савушкина заявила ТАСС, что к ним газета никакого отношения не имеет. Согласно выходным данным, тираж газеты – 843 000 экземпляров и отпечатана она в «Экстра М». Но собеседник в типографии сообщил «Ведомостям», что такая газета у них не печаталась, а под этим номером заказа вышла газета «Совершенно секретно» от 28 декабря 2015 г. Штаб кандидата своего расследования не проводил, но, «видимо, мэрия использует административный ресурс», говорит Гудков. По словам юриста штаба Петра Карманова, газеты с субботы распространялись возле метро и раскладывались по ящикам, полиция составляет протоколы на распространителей лишь в отдельных случаях. В четверг штаб планирует подать в полицию заявление о клевете.
Как отмечалось в недавнем докладе Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, нынешняя кампания отличается многочисленными примерами негативной агитации и распространения незаконных агитматериалов (см. врез). Оппозиционеры с этими выводами согласны. Коммунисты во вторник нашли в Москве склад с агитацией против Дениса Парфенова – кандидата от КПРФ по Медведковскому округу, где также выдвинут Олег Митволь от «Зеленых». «Там было 600 000 листовок и газет против Парфенова и «чистые» листовки Митволя», – говорит коммунист Андрей Клычков. Чаще же всего в КПРФ жертвой черного пиара становился депутат Валерий Рашкин. «Выходили ложные газеты, замаскированные под наши, – например, «Правда Москвы», поддельная газета «Наша версия», где очерняли многих кандидатов, не только КПРФ», – поясняет Дмитрий Новиков (КПРФ), напоминая, что антикоммунистические передачи вышли также на НТВ и «Пятом канале». Клычков говорит, что по этим фактам они обращались и в ЦИК, и в правоохранительные органы, но безрезультатно.
Врагам – закон
Начиная с выборов 2007 г. законодатели пытаются запретить любую контрагитацию в СМИ, но эти меры применяются для сдерживания критики власти, в то время как официальные СМИ ведут контрагитацию против оппозиции, говорится в докладе КГИ.
Против «Справедливой России» по всей стране агитировала газета «Сожрем Россию» без выходных данных с кляузами на Сергея Миронова и других лидеров партии, говорит эсер Александр Корсунов. Черных технологий в эту кампанию было гораздо больше, чем в прошлую, подтверждает Сергей Каргинов (ЛДПР). Зампред «Парнаса» Константин Мерзликин напоминает, что про их кандидатов на телевидении вышли как минимум пять чернушных программ: «Во всех фильмах были материалы оперативной съемки, телевизионщики работают со спецслужбами». Партия писала на телеканалы «Россия 1» и РЕН ТВ, требуя дать эфир для опровержения, но ей отказали.
Черного пиара в эту кампанию стало больше и его применение может иметь разные цели – как понижение рейтинга конкурента, так и снижение доверия к процессу выборов вообще, говорит политолог Александр Кынев: «Такой пиар может быть топорным и грубым, а может – псевдоаналитическим». При этом из-за недостатка программной конкуренции люди начинают переходить на личности, продолжает эксперт: «Это один из способов уйти от неудобной дискуссии – вместо ответа на вопрос о проблеме сказать, что у тебя рожа кривая». Обычно черный пиар эффективен в отношении малоизвестных людей, которых нельзя проверить, и если применяется в первый раз, но «если человека «мочат» регулярно, то вырабатывается иммунитет», говорит Кынев: «Известен феномен [мэра Екатеринбурга Евгения] Ройзмана, которого много раз мочили, но его все знают, и черный пиар перестал восприниматься. Некачественная чернуха в больших масштабах может даже поднимать рейтинг и вызывать сочувствие».
Подметные газеты – это вчерашний день, считает политтехнолог Евгений Минченко: «В Москве это просто отмывание бюджета. Чтобы газета сработала, тираж должен быть от 100 000, при этом доступа к почтовым ящикам почти нет, а за раздачу могут задержать. В данном случае это классическое поведение недобросовестных политконсультантов – стечение обстоятельств, когда встретились жулик и лох».