Регионы помогут повысить явку на выборах

СВР обвиняет администрацию Байдена в попытках снизить количество голосующих
Денис Абрамов / Ведомости

Американские неправительственные организации (НПО) получили от администрации президента США Джо Байдена задачу добиться снижения явки на предстоящих 15–17 марта президентских выборах в России, сообщили журналистам в пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР). «По поступающей в Службу внешней разведки Российской Федерации информации, администрация Дж. Байдена ставит перед американскими НПО задачу добиться снижения явки на предстоящих 15–17 марта выборах президента РФ», – говорится в сообщении (цитата по ТАСС).

По данным спецслужбы, при участии ведущих американских IT-специалистов предполагается осуществить кибератаки на систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которые сделают невозможным учет голосов значительной доли российских избирателей. Кроме того, с подачи Вашингтона через оппозиционные интернет-ресурсы распространяются призывы к россиянам игнорировать выборы, заявили в пресс-бюро СВР. В ведомстве считают, что сокращение явки даст Западу повод поставить под сомнение итоги выборов.

Понедельник был последним днем, когда можно было публиковать прогнозы перед президентскими выборами. В этот день социологи представили на базе прокремлевского центра ЭИСИ свои данные, из которых следует, что явка вряд ли будет меньше, чем в 2018 г. (тогда она составила 67%). О еще более убедительных показателях сообщили 11 марта члены ЦИК по итогам обхода домохозяйств сотрудниками комиссий (проект «ИнформУИК»).

В регионах прибегают к различным методам мотивации избирателей, говорят опрошенные «Ведомостями» политологи, политтехнологи и ответственные за внутреннюю политику заместители губернаторов. В частности, повышается интенсивность пригласительной избирательной кампании, говорит президент ФоРГО Константин Костин: «От роликов на телевидении и таргетированного контента в интернете до наружной рекламы». Также, по его словам, используются персональные приглашения – от поквартирных обходов до призывов на работе.

Организаторы работают по старинке, чтобы отовсюду говорили про выборы «с одной стороны, а с другой – чтобы на работе, в партии или в любой другой среде, где человеку ценна его репутация, было ясно, что авторитет его будет под угрозой, если он на выборы не пойдет», отмечает политтехнолог Олег Захаров. «Это легальная классика», – сказал он «Ведомостям».

С 17 февраля по 7 марта россиян по месту жительства информировали о предстоящих выборах сотрудники участковых избирательных комиссий (УИК) в ходе проекта «ИнформУИК», писали «Ведомости». Одной из ключевых целей информирования граждан является повышение явки на участки. Этот проект доводит информированность о выборах до абсолюта, замечает Захаров.

Как агитируют кандидаты в президенты

Информирование о выборах – важнейший инструмент для привлечения избирателей, согласен заместитель губернатора по внутренней политике одного из российских регионов. «Надо всем людям сказать о том, что будут выборы. Это основа. Нам не важно, как они будут голосовать, главное – что проголосуют», – говорит чиновник «Ведомостям». Еще один собеседник подтверждает: сомнений в результате фактически нет, главное, чтобы люди дошли до участков, об этом думали фактически с самого начала избирательной кампании.

Большим подспорьем для высокой явки в последние годы стало трехдневное голосование, продолжает вице-губернатор. По его словам, аргументы против него «разбились о то, что это людям сильно понравилось». «Еще один из методов [для привлечения избирателей на участки] – либо пятницу, когда стартует голосование, сделать выходным, либо дать отгул проголосовавшим в другой день, чтобы те готовились к апрельским посадочным работам», – добавил чиновник.

ДЭГ на выборах президента будет доступно в 28 регионах. В ходе работы «ИнформУИК» выяснилось, что «даже в регионах, где ДЭГа нет <...> люди тоже спрашивали про возможность такого голосования», говорила 11 марта член ЦИК Эльмира Хаймурзина. «Еще викторины, конкурсы, голосования по важным вопросам», – добавил еще один вице-губернатор.

Методов привлечения избирателей на участки традиционно всего три – убеждение, пряник и кнут, замечает политолог Константин Калачев. «Пряник предлагают в Татарстане. Там в Казани еще и концерт «Иванушек International» для проголосовавших [17 марта возле стадиона «Ак барс арена»]», – сказал он. Важную роль в повышении явки играют призывы лидеров общественного мнения, говорят Костин и Калачев. Например, жителей Иркутской области призвали прийти на избирательные участки в день выборов ветераны спецоперации, сообщала 11 марта местная газета «Областная».