Ясена Засурского похоронят на Троекуровском кладбище

Его журфак МГУ был либеральной витриной советской власти
РИА Новости

1 августа соболезнования в связи с кончиной президента факультета журналистики МГУ Ясена Засурского выразили президент Владимир Путин, бывший президент Дмитрий Медведев и глава правительства Михаил Мишустин. Засурский будет похоронен на Троекуровском кладбище 4 августа.

Засурский 43 года, с 1964 г., руководил первым в Советском Союзе факультетом журналистики, который в 1952 г. создали на базе филфака МГУ. В 2007 г. он уступил должность декана своему преемнику, нынешнему декану факультета Елене Вартановой. По сути, именно Засурский создал этот факультет в нынешнем виде, сказал секретарь Союза журналистов Москвы Павел Гусев, предложив назвать факультет именем экс-декана.

Юридически Засурский был вторым деканом факультета, но именно он считается настоящим деканом журфака, отцом и дедом для целых поколений советских и российских журналистов, говорит аспирант и преподаватель журфака МГУ, экс-депутат Госдумы Андрей Андреев. «Все уже привыкли к тому, что Ясен Николаевич [Засурский] стар. Даже в то время, когда я поступал на факультет, а это было в 1994 г., он уже тогда был не мальчик», – вспоминает Андреев. В годы работы, отмечет Андреев, Засурскому «удавалось выполнять кульбиты между идеологическим отделом ЦК КПСС и журналистикой, чтобы, с одной стороны, сохранять первый в Советском Союзе журфак как место, где дают высшее классическое филологическое образование, а с другой – присущий факультету дух свободы».

«Работая деканом, Засурский смог создать уникальный для Советского Союза факультет, в котором сохранялась относительно высокая – очень высокая даже, я бы сказал, – академическая свобода и свобода мысли, – говорит бывший завкафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ журфака МГУ, старший советник бюро представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ Андрей Рихтер. – Я думаю, что одной из причин было то, что журфак, находящийся напротив Кремля, был, конечно же, некой витриной советской власти, либеральной витриной, и власти его было не стыдно показать приезжим иностранцам, не стыдно было даже показать в пример то, как обучаются студенты на журфаке». Поэтому, полагает Рихтер, декану журфака МГУ позволялось многое из того, что не позволялось деканам других факультетов, хотя и были случаи давления КГБ и ЦК КПСС на преподавателей, и для такого давления Засурский был преградой.

Не стоит обольщаться, полагая, что в советские времена факультет журналистики был демократическим и что там учили честной журналистике, как это было в лучших мировых вузах, говорит директор кафедры ЮНЕСКО ВШЭ, один из авторов закона о СМИ Михаил Федотов: «Конечно, нет. Студентам говорили, что печать – это пропагандистский ресурс, преподавалась ленинская теория печати. Но тем не менее на журфаке всегда заходили в понимании того, что такое медиа, дальше, чем в других учебных заведениях, и дальше, чем полагалось по партийным книжкам». Засурский сыграл огромную роль в создании закона о печати СССР, а затем и закона о СМИ, всегда поддерживал наши демократические устремления, отмечает Федотов.

И в российские времена факультет давал ощущение полной свободы мысли, говорит Андреев: «Он учил этому так: свобода журналиста зависит не столько от свободы власти делать что-то в отношении СМИ, сколько от внутренней свободы самого журналиста. Вне зависимости от того, как жестко идеологические шоры нависают в тот или иной исторический период над печатью».

В подготовке статьи участвовали Дарья Макеева и Елена Мухаметшина