Groupon проведет IPO, несмотря на убытки

Из проспекта компании, около 8% которой принадлежат российским инвесторам, следует, что ее выручка за год выросла почти в 24 раза, а прибыли пока нет
С.Николаев

Американский скидочный сервис Groupon проведет размещение своих акций класса А в 2011 г., говорится в проспекте к IPO, поданном Groupon в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Размер пакета не раскрывается. Торговаться компания будет под тикером GRPN.

Groupon планирует привлечь во время IPO $750 млн, говорится в ее проспекте к IPO. Агентство Reuters ранее писало, что Groupon во время IPO может быть оценен в $15-20 млрд. Организаторы размещения - Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse. В декабре владельцы Groupon отказались от сделки с Google, оценившей скидочный сервис в $6 млрд.

Около 8% Groupon принадлежат российским инвесторам - DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова (около 2,5%) и Mail.ru Group (5,13% акций). В проспекте к IPO Groupon говорится, что структурам, аффилированным с DST Global, принадлежит 1,6 млн привилегированных акций класса G. Если данные Reuters о возможной оценке Groupon верны, то доля российских акционеров может быть оценена в $1,2-1,6 млрд. В апреле 2010 г. DST Global, Mail.ru Group (тогда называлась Digital Sky Technologies) и Battery Ventures вложили в Groupon $135 млн, а в январе 2011 г. DST Global инвестировала в эту компанию еще $50 млн.

Из проспекта Groupon следует, что его выручка в 2010 г. составила $713 млн, тогда как в 2009 г. она была $30 млн. То есть всего за год выручка выросла почти в 24 раза. Рентабельность по валовой прибыли в I квартале 2011 г. - 42%. Правда, прибыли пока нет. Чистый убыток Groupon по итогам 2010 г. составил $456 млн, а по итогам I квартала 2011 г. - $147 млн (квартальная выручка - $645 млн). Причина убытков - большие расходы на маркетинг и рекламу, наем новых сотрудников, разработку технологической платформы, говорится в проспекте. В разделе рисков компания предупреждает, что эти расходы будут расти.

Groupon была основана в 2008 г. выпускником Северо-Западного университета Эндрю Мэйсоном. Groupon работает в 43 странах мира, в I квартале 2011 г. компания продала 28,1 млн купонов, всего у сервиса 83,1 млн подписчиков. Сервис продает пользователям купоны на скидки в магазины, рестораны, салоны красоты и т. п. Воспользоваться купонами можно в том случае, если их купит какое-то определенное число пользователей. В результате пользователи сервиса получают скидки, компании - посетителей, а сама Groupon зарабатывает на продаже купонов. У Groupon есть отделение и в России - в прошлом году компания приобрела российский купонный сервис DarBerry (теперь - Groupon Russia), созданный Еленой Масоловой.