Tele2 проверит конкурентов на честность
«Большая тройка» надеется привлечь чиновников на свою сторону в войне с Tele2, скоро выходящей в Москву. Tele2 подрывает репутацию трех операторов, жалуются ониВ середине января МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» обратились в региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следует из копий их жалоб (есть в распоряжении «Ведомостей»). «Вымпелком» обратился в Курское и Калининградское управления УФАС, МТС - в нижегородское, «Мегафон» - в нижегородское и в управление ФАС по Еврейской автономной области. Все компании жалуются на рекламную акцию «Сезон охоты», которую проводит с 1 декабря 2014 г. их крупнейший в этих регионах конкурент - «Т2 РТК холдинг», совместное предприятие «Tele2 России» и «Ростелекома», работающее под брендом Tele2.
Целью акции Tele2 называет выявление «нечестных» операторов. Компания предлагает любому желающему найти «нечестности» в действиях сотового оператора, услугами которого этот человек пользуется, сообщить об этом на специальном сайте и поменять «нечестного» оператора на «честного» - Tele2. Решивший пожаловаться абонент должен заполнить особую форму и, в частности, указать своего оператора (можно выбрать МТС, «Вымпелком», «Мегафон», Tele2 и «другого оператора», убедился корреспондент «Ведомостей»). Зарегистрировав жалобу, сайт Tele2 предлагает абоненту получить промокод, который можно обменять на бонусы при подключении к Tele2.
Представители всех трех операторов подтвердили факт подачи жалоб в региональные управления ФАС. Жалобы получены и могут быть объединены в одну, которую рассмотрят в Москве, допускает источник в ФАС.
Наиболее четко суть всех претензий отражена в жалобах «Вымпелкома»: «Предлагая награду за найденную нечестность, Tele2 изначально ставит себя в преимущественное положение по сравнению с другими операторами». Из смысла сообщения на сайте Tele2 следует, что эта компания, в отличие от других, оказывает честные услуги, а другие операторы нарушают закон, полагает «Вымпелком».
Пресс-секретарь «Мегафона» Алия Бекетова считает, что сравнения услуг операторов на сайте Tele2 некорректные: «Tele2 манипулирует мнением людей, искажая представление клиентов о честном или нечестном способе оказания услуг». Например, сервис, подключенный оператором без спроса, Tele2 называет «ненужным», «медвежьей услугой», указывает Бекетова. А услугу, которая предоставляется бесплатно и на ограниченное время, для ознакомления, - «призрачной оплатой». При этом Tele2 умалчивает о собственных ошибках при работе с абонентами, так что «в борьбе за честность Tele2 выбрала нечестные методы», резюмирует Бекетова.
МТС, по словам ее представителя Дмитрия Солодовникова, усматривает в этой акции признаки нарушения закона «О защите конкуренции»: Tele2 некорректно сравнивает услуги разных операторов и распространяет искаженные сведения об этих услугах, способные причинить конкурентам убытки или нанести ущерб их деловой репутации. Ситуация, когда оператор собирает жалобы на собственных конкурентов, «абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики», считает Солодовников. По мнению его коллеги из «Вымпелкома» Анны Айбашевой, Tele2 стремится посеять в абонентах сомнения в честности работы других операторов и формирует у потребителя мнение, что только Тele2 (среди названных на сайте операторов) оказывает услуги, как того требует закон. «В конечном итоге Tele2 способствует очернению в глазах потребителей всех операторов связи без исключения - образно говоря, плюет в общий колодец», - возмущена Айбашева.
Представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин знает лишь об одной такой жалобе от МТС; получившее ее управление ФАС попросило Tele2 предоставить документы по поводу рекламной акции, вызвавшей возражения. Других обращений из ФАС компания не получала, добавляет Прокшин. «Честность являлась главной отличительной особенностью» Tele2 с самого начала ее работы в России, настаивает он, и компания готова к тому, что ей самой укажут на ошибки. Акции наподобие нынешней компания проводит уже много лет, в их основе концепция «жалоба как подарок»: Tele2 использует обращения абонентов для улучшения сервиса, объясняет Прокшин. «Видимо, тот факт, что Tele2 стал федеральным оператором, сделал наши высокие стандарты честности в отношении абонентов крайне актуальными для всего рынка», - иронизирует он.
Строго говоря, федеральным оператором «Т2 РТК холдинг» пока еще не стал - он еще не работает в Москве, где другие операторы зарабатывают львиную долю российской выручки: например, «Вымпелком» - около 40%. Однако компания надеется скоро закрыть белые пятна: в частности, в Москву она обещает выйти во второй половине 2015 г.
Tele2 по силам занять около 10% московского рынка мобильной связи, допускает партнер TMT Consulting Константин Анкилов, - правда, на это понадобится не один год.
За недобросовестную конкуренцию предусмотрен штраф от 100 000 до 500 000 руб. В действиях Tele2 можно усмотреть признаки недобросовестной конкуренции, но лишь косвенные - если, например, трактовать ее действия как попытку переманить абонентов, рассуждает ведущий юрист компании Sameta Бэла Дударова. Но очень многое будет зависеть от восприятия ситуации регулятором и от того, какие аргументы представят ответчик и заявители.
Официальный представитель ФАС не прокомментировал ситуацию.