МТС запустила площадку по торговле подержанным IT- и телекомоборудованием

Торговать на ней могут и сторонние продавцы
МТС запустила электронную торговую площадку, открытую для продавцов со стороны/ Максим Стулов / Ведомости

Площадка «МТС торги» в коммерческом режиме заработала в январе, рассказал представитель оператора Алексей Меркутов. Ее тестирование началось год назад, и пользоваться площадкой можно было бесплатно. А теперь МТС начинает брать с продавцов комиссию (какую, Меркутов не говорит). Вместо того чтобы платить комиссию, клиент может оформить подписку (7000 руб. в месяц) и реализовать на площадке до 200 лотов. За 50 000 руб. продавец может нанять персонального менеджера и т. д.

«МТС торги» работают по принципу аукциона. Первоначальную цену на лот помогут определить специалисты МТС, а в ходе торгов она может вырасти или упасть, объясняет Меркутов.

В феврале 2018 г. вице-президент МТС Вячеслав Николаев говорил, что новые сервисы уже приносят МТС до 20% выручки. «МТС торги» – еще один дополнительный источник доходов для МТС, отмечает Меркутов. А заодно место, где МТС и другие дочерние компании АФК «Система» могут без посредников продать бывшее в употреблении оборудование и другое имущество. За прошлый год, пока шло тестирование площадки, их выручка от таких продаж составила 600 млн руб. В этом году оборот площадки может составить около 1 млрд руб., планируется, что на компании, не входящие в «Систему», придется его половина, рассчитывает Меркутов.

Раньше «Система» и ее «дочки» продавали бывшее в употреблении оборудование на площадках «Сбербанк-АСТ» и ATSMED, но реализовывать имущество на «МТС торгах» оказалось эффективнее, уверяет представитель АФК Сергей Копытов.

Лоты сторонних компаний на площадке уже есть. Их разместили «Ростелеком», «ВТБ-лизинг», «М.видео-Эльдорадо» и Уральская промышленная компания. «ВТБ-лизинг» в основном распродает через подобные площадки транспортные средства и спецтехнику, рассказывает заместитель гендиректора компании Евгений Татаринов. «М.видео-Эльдорадо» уже несколько раз реализовывала через «МТС торги» офисную технику и IT-оборудование, отмечает представитель ритейлера Валерия Андреева.

В России высока конкуренция на рынке электронных торгов – работает более 10 крупных универсальных площадок, говорит коммерческий директор центра электронных торгов B2B-Center Андрей Бойко. Есть много неудачных примеров, когда компании запускают собственные площадки, но не могут собрать достаточное количество продавцов и покупателей и закрывают проекты, утверждает он.

Сторонние клиенты неохотно идут на площадки конкретных компаний, считает гендиректор электронной торговой площадки OTC.ru Дмитрий Пангин. Они понимают, что владелец такой площадки и есть главный клиент, а для сторонних клиентов делаться на ней будет мало, говорит он.

В то же время продажи неликвида и подержанного имущества на электронных площадках растут, продолжает Бойко. По его словам, за счет таких лотов продажи имущества через B2B-Center выросли с 79,5 млрд руб. в 2017 г. до 175,8 млрд руб. в 2018 г. Если раньше неликвид было проще списать и утилизировать, то сейчас компании ищут дополнительные источники доходов и стремятся минимизировать расходы на утилизацию, поясняет он.

Говорит о росте оборота имущественных торгов и гендиректор площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Он увеличился с 40,3 млрд руб. в 2017 г. до 74,1 млрд руб. Но у федеральных площадок ассортимент больше, чем у сервиса МТС: они включают аукционы по аренде, по продаже арестованного имущества, по недропользованию и др., отмечает он. Электронная торговая площадка оператора будет интересна партнерам МТС – организовывать торги на одной площадке им удобнее и в конечном итоге дешевле, полагает Лишенков.

МТС – один из крупнейших в России продавцов бывшего в употреблении телекоммуникационного оборудования, в своей нише у проекта могут быть хорошие перспективы, говорит исполнительный директор проекта агентства RAEX Дмитрий Миндич. Сравнивать его с универсальными электронными торговыми площадками вряд ли корректно, поскольку они в основном строят свой бизнес на корпоративных и государственных закупках, указывает он.

Сервис может быть востребован дистрибуторами запчастей для IT-оборудования, которые разукомплектовывают подержанное оборудование и продают комплектующие, считает представитель системного интегратора «Крок» Михаил Щеголев.

«Мегафон» проводит все закупки и торги на электронной площадке B2B-MegaFon.ru, но сторонние компании привлекать на нее пока не планирует, говорит представитель оператора. «Вымпелком» продает подержанное оборудование своим специализированным партнерам, передал через представителя его директор по снабжению Алексей Петров. Будет ли оператор организовывать специальную торговую площадку, он не говорит. Представитель Tele2 отказался от комментариев.

Операторы осторожно прощупывают все возможности для увеличения выручки, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Новый сервис может быть интересен МТС, хотя пока сложно сказать, насколько доходным он окажется, заключает он.