МТС создает компанию в сфере кибербезопасности

Для нового направления пригласили топ-менеджеров из «Лаборатории Касперского» и «Моего офиса»
У МТС созрела мысль, что настало время для развития собственного актива в сфере кибербезопасности / Евгений Разумный / Ведомости

ООО «Серенити сайбер секьюрити» зарегистрировано 9 августа с уставным капиталом в 200 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакса». Профиль деятельности – разработка ПО. МТС является единственным владельцем ООО.

Представитель МТС подтвердил, что компания создана для разработки и продвижения инновационных продуктов в сфере информбезопасности (ИБ), на которые есть растущий запрос на рынке. Спрос, по его словам, обусловлен увеличением и масштабированием уровня угроз, а также уходом с рынка зарубежных поставщиков и вендоров. «На начальном этапе компания будет развивать и продавать на внешний рынок уже разработанные и применяемые МТС внутри группы сервисы SOC. К концу 2023 г. планируется вывод на рынок новых продуктов», – уточнил собеседник.

Гендиректор ООО, по СПАРК, Евгения Наумова, которая пришла в МТС директором по кибербезопасности в конце июля. До этого она была исполнительным вице-президентом по корпоративному бизнесу «Лаборатории Касперского».

О том, что МТС активно работает над направлением кибербезопасности, говорит и источник, близкий к телекомоператору. Но деталей по новым проектам он не раскрывает. По словам другого собеседника «Ведомостей», близкого к одной из компаний в сфере кибербезопасности, МТС активно ищет сотрудников в новую компанию, «рассчитывая создать конкурента «Ростелеком-Солару». Для этого, отмечает собеседник, компания наняла не только Наумову, но и Михаила Прибочего из «Лаборатории Касперского». Представитель «Лаборатории» сообщил, что Прибочий покинул компанию в июне.

469 млрд руб.

составит российский рынок кибербезопасности в 2026 г., прогнозирует ЦСР

Также в команду МТС по созданию компании по кибербезопасности переходит коммерческий директор разработчика ПО «Мой офис» Елена Непочатова, знает собеседник «Ведомостей» в компании из сферы кибербезопасности. Представитель «Моего офиса» подтвердил «Ведомостям» информацию об уходе топ-менеджера. «Елена Непочатова покинула должность коммерческого директора в связи с завершением годового контракта и переходом на новую работу», – отметил он.

Информацию о планах МТС подтвердил и федеральный чиновник. По его словам, перед Наумовой была поставлена «прямая задача создать конкурента «Солару».

«Ростелеком-Солар» – дочерняя компания «Ростелекома», которая разрабатывает сервисы и технологии «для защиты информационных активов». Сервис Solar Dozor используется для блокирования утечек информации, контроля коммуникаций сотрудников и выявления корпоративного мошенничества. ПО Solar addVisor отслеживает активность сотрудников на компьютерах для оценки производительности труда. Клиентами «Ростелеком-Солара» являются «Роснефть», банк «Ак барс», «Мир бизнес банк», «Л’Этуаль» и др., указано на сайте компании. «Солар» является одним из лидеров рынка наряду с Bi.zone, «Информзащитой и «Информсистемы джет», утверждает руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов.

В 2017 г. МТС начала использовать свой центр ИБ (security operation center, SOC) для оказания услуг, писал РБК. Сейчас в числе функций услуги SOC от МТС мониторинг событий ИБ, расследование инцидентов и помощь в организации защиты периметра, говорится на сайте оператора.

Создание компании по ИБ сейчас – логичный шаг для МТС, считает технический директор АО «Синклит» Лука Сафонов: «Рынок полупустой, занимать его особо некому, инфобез – это новая нефть». В 200 млн руб. могло обойтись только оборудование, а общие инвестиции в проект, скорее всего, кратно выше, добавляет он. Заказчики, столкнувшиеся с ростом числа кибератак и новыми требованиями закона, стоят перед задачей построения результативной ИБ целиком на отечественных решениях, добавляет независимый эксперт по ИБ Алексей Лукацкий.

Эксперты ЦСР в августе прогнозировали рост рынка кибербезопасности почти в 3 раза к 2026 г. до 469 млрд руб. со 186 млрд руб. в 2021 г. «С 2023 г. практически весь бюджет заказчиков на средства защиты информации в секторах b2g и b2b будет потрачен на продукцию российских вендоров, что дает возможность роста этой части рынка c 113 млрд руб. в 2021 г. до 446 млрд руб. в 2026 г. (в 4 раза)», – отмечалось в исследовании.

Основатель компании по нейтрализации DDoS-атак Qrator Labs Александр Лямин отмечает беспрецедентный всплеск кибератак за последние полгода. Это обусловливает рост спроса на решения для защиты информактивов, согласен ведущий эксперт направления «Информационная безопасность» IT-компании КРОК Антон Голубков.