«Яндекс» запустит голосового помощника на родине Аркадия Воложа

До конца года «Алиса» заговорит на казахском языке
Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс» запустит виртуального помощника в Казахстане. Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк. До конца 2023 г. голосовой помощник на казахском языке станет доступен в «Яндекс Браузере» на компьютерах, смартфонах и в мобильном приложении, уточнил он.

В августе стало известно о том, что сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож именует себя на собственном сайте Volozh.com израильским предпринимателем, родившимся в городе Гурьеве (ныне Атырау) в Казахстане. Россия упоминается как страна, в которой Волож проживал и вел бизнес. Тогда же он распространил письмо, в котором выразил несогласие с проведением спецоперации России на Украине и объяснил свой уход из компании. Предприниматель уточнил, что не живет в России с 2014 г. и его история с «Яндексом» была закончена в феврале 2022 г. Сейчас он поддерживает российских инженеров, покинувших страну, говорится в заявлении.

У «Яндекса» уже работают сервисы поиска, карты и навигация на казахском языке. С начала 2023 г. локальная аудитория карт выросла в 1,5 раза, поделился данными Масюк. Ежемесячная аудитория сервисов «Яндекса» в Казахстане составляет около 10 млн пользователей, уточнил представитель компании.

По данным statcounter (онлайн-сервис для сбора статистической информации) на август 2023 г., доля «Яндекс Браузера» в Казахстане на всех устройствах (мобильные телефоны, десктопы и планшеты) составила 5,91%, Safary – 19,06%, а Chrome – 63,99%. Доля поиска «Яндекса» в стране выше – 10,38%, его опережает только Google с долей 89,19%. При этом в мае 2023 г. доля Google среди поисковых сервисов на десктопах стала падать: с 73,86% в мае 2023 г. до 64,09% в августе 2023 г., а доля «Яндекса», наоборот, начала расти с 23,46% в мае до 34,31% в августе. Тот же тренд наблюдается и среди браузеров на десктопах: доля Chrome стала уменьшаться с 69,92% в мае до 58,25% в августе, а «Яндекс Браузера» – увеличилась с 9,46% в мае до 13,42% в августе.

Выручка направления устройств и «Алисы» (учитывает продажи умных колонок и телевизоров) выросла на 19% год к году и достигла 5,1 млрд руб. во II квартале 2023 г., следует из отчетности «Яндекса» за этот период. Отдельные цифры по странам не приводятся. Рост выручки за первое полугодие 2023 г. по сравнению с первым полугодием 2022 г. составил 71% благодаря тому, что в линейке появились новые устройства для умного дома, а также в связи со стартом продаж умных телевизоров «Яндекса» с «Алисой» и устройств для умного дома в Казахстане в апреле 2023 г., говорится в пресс-релизе, посвященном финансовым результатам компании.

Для «Яндекса» расширение активности в Казахстане достаточно логично, полагает управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский. По его оценкам, уже сейчас пользователи в этой стране генерируют выручку для IT-компании в размере 10–15 млрд руб., а после запуска голосового помощника на казахском языке в ближайший год она может удвоиться до 30 млрд руб.

Запуск сервисов на родном для страны языке позволяет расширить их аудиторию и повысить вовлеченность и частоту использования, согласен ведущий аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. «То, что Алиса заговорит на казахском, – это серьезный аргумент в пользу выбора именно колонки «Яндекса», а не международных брендов, устройства которых разговаривают на английском и – в очень ограниченном режиме – русском языках», – считает основатель Content Review Сергей Половников.

У «Яндекса» в Казахстане уже работают поиск и портал, сервис заказа такси, Cloud, доставка еды, геосервисы, «Яндекс плюс» и образовательные проекты, перечисляет инвестиционный консультант «Альфа-капитал» Александр Абрамян. Аудитория «Яндекса» в Казахстане может насчитывать 88,7% интернет-пользователей (14,2 млн человек): с учетом достаточной популярности сервиса появление голосового помощника на казахском может спровоцировать интерес к устройствам с ним, включая «Яндекс Станции», прогнозирует он.

В приложении Yandex Go в Казахстане представлены услуги заказа и доставки еды, а также услуги такси, уточняет аналитик «Тинькофф инвестиций» Ляйсян Хусяинова. «Такси занимает доминирующее положение в двух крупнейших городах страны (например, в Алматы в 2021 г. доля была более 80%)», – приводит пример она. IT-компания также развивает кикшеринговый сервис в стране, флот самокатов уже исчисляется 5000 единиц, говорит аналитик. По подсчетам Хусяиновой, аудитория «Яндекс Музыки» в Казахстане составляет около 2,7 млн.

По оценкам Половникова, ежемесячная аудитория «Яндекса» в Казахстане может составлять 10 млн пользователей, а ежедневная – до 3 млн. «Наиболее популярны из IT-сервисов «Яндекса» в Казахстане – поиск и браузер. В первую очередь за счет ориентации на локальный поиск, Google не дает привязки к реалиям. Так же популярна умная камера в приложении «Яндекса», позволяющая в онлайн-режиме переводить тексты (например, вывески или меню) на казахский язык, определитель номера и карты», – перечисляет эксперт.

Хоть рынки СНГ и постсоветского пространства условно можно отнести к русскоязычным, локализация сервисов под национальные языки и диалекты крайне важна, продолжает Половников. В первую очередь, это увеличивает аудиторию в сегменте до 25 лет, родившуюся уже после распада СССР и, как следствие, более ориентированную на национальный язык. Стоит также отметить, что транснациональные корпорации не адаптируют свои голосовые продукты под языки, на которых разговаривает менее 100 млн пользователей, так как это для них нерентабельно, обращает внимание Половников.

Казахский рынок перспективен с точки зрения присутствия для «Яндекса», поскольку существуют возможности для экономического роста ввиду близости к Китаю, который активно экспортирует технологии в Казахстан, говорит Рожанковский. Кроме того, делать ставку на дружественные рынки гораздо эффективнее, чем пытаться проникнуть в Западную Европу, где достаточно много предрассудков по поводу того, что российские информационные ресурсы представляют собой механизм политической пропаганды Москвы, заключил он.