Подмосковные пригородные электрички отключили от интернета

В последние годы городские WiFi-сети не востребованы, отмечают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейший оператор пригородных электричек России – Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) убрала покрытие WiFi-сетей в своих поездах, рассказали «Ведомостям» несколько пассажиров Ярославского, Казанского и Горьковского направлений.

ЦППК является оператором пригородных электричек Московского региона. Крупнейший акционер ЦППК с долей 49,3% – Московская пассажирская компания, связываемая с основателем и президентом Уральской горно-металлургической компании Искандером Махмудовым и совладельцем и председателем совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Андреем Бокаревым, писали «Ведомости» в 2018 г. Пакетом в 12,7% владеет Московская область, долю аналогичного размера регион продал компании «Октопасс».

Пассажиры отмечают, что возможность подключения к публичной WiFi-сети пропала с начала октября в поездах сразу нескольких направлений. Один из них отметил, что в вагонах убрали и информационные стикеры, информирующие о возможности подключиться к WiFi. Также многочисленные сообщения недовольных отсутствием WiFi пассажиров опубликованы в паблике ЦППК во «В контакте», убедился корреспондент «Ведомостей».

«Ведомости» ознакомились с копией ответа ЦППК на запрос пассажира, в котором компания подтверждает, что «в настоящее время на поездах компании сервис WiFi не предоставляется, ведется плановый демонтаж информационных стикеров и отключение оборудования», необходимого для работы WiFi-cети.

Представитель ЦППК подтвердил «Ведомостям», что услуга не оказывается. По его словам, доступ к WiFi не предоставляется временно «в связи со сменой оператора». При этом он заверил, что демонтируются только стикеры, а все необходимое оборудование «остается в составах». «А новые поезда продолжают им оснащаться еще на этапе сборки на заводе», – отметил представитель ЦППК. По какой причине компания меняет оператора, он не уточнил. Когда и с кем планируется заключить новый контракт, представитель ЦППК также не прокомментировал.

Еще в 2016 г. «Ведомости» сообщали, что конкурс на обеспечение WiFi-cетью подмосковных пригородных электричек выиграла компания «Максимателеком», также оказывающая эту услугу во всех видах общественного транспорта Москвы. Продлевался ли с тех пор контракт, представители ЦППК и «Максимателекома» не прокомментировали.

ЦППК сообщала, что общий пассажиропоток в 2022 г. составил более 540 млн поездок. «Самыми популярными направлениями стали Ярославское (104,8 млн), Казанское (81,8 млн) и Горьковское (67,6 млн)», – отмечалось в сообщении ЦППК. Данных за 2023 г. компания пока не обнародовала.

Популярность подключения к общественным сетям WiFi в последние годы только снижается, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты.

«Операторы сотовой связи предоставляют качественные услуги и близкое к бесстыковому покрытие в крупных городах. Это касается как наземного транспорта, так и услуг связи в метрополитене», – отмечает аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. По его словам, общественный WiFi редко когда показывает «сравнимый пользовательский опыт».

Согласен с ним и гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Он оценивает аудиторию пользователей общественного WiFi менее чем в 10% от общего пассажиропотока городского транспорта. По его словам, большинство абонентов имеют тарифные планы с объемными пакетами интернет-трафика и им нет смысла переподключаться к городским сетям. У большинства абонентов подключены пакеты свыше 10 ГБ интернета в месяц, говорит он.

Также многие отключают WiFi-модули на своих устройствах, поскольку при попадании в зону действия WiFi-роутера услуги по подключению к интернету приостанавливаются до того момента, пока пользователь не подтвердит свою личность по номеру телефона. Как правило, продолжает Кусков, общественные сети WiFi в городском транспорте используют те абоненты, которые пользуются небольшими пакетами интернета и хотят таким образом сэкономить, но таких в нынешних условиях немного, резюмировал эксперт.