Минпромторг пытается ускорить локализацию производства грузовиков в России

Минпромторг хочет ускорить локализацию грузовых иномарок в России. Производителей могут освободить от утилизационного сбора, если кабина будет российской на 45%

О предложениях Минпромторга освободить от утилизационного сбора производителей грузовиков-иномарок, локализовавших производство кабин в России на 45%, «Ведомостям» рассказал представитель министерства. То, что выбрана именно кабина, а не, например, двигатель, объясняется тем, что на нее приходится большая часть расходов (см. врез), рассказывает чиновник. На кабину приходится от 20% себестоимости производства грузовика, подтверждает представитель «Камаза».

Решения о льготах еще не принято, подчеркнул представитель Минпромторга, предложение сейчас обсуждается.

Утилизационный сбор будет введен с 1 сентября – он ляжет на производителей и импортеров автомобилей. Если Минпромторг утвердит льготу, производители грузовиков-иномарок могут существенно сэкономить, указывает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: базовая ставка сбора для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей, по предложению Минпромторга, может составить 150 000 руб. В зависимости от возраста и полной массы машины ставка будет умножаться на коэффициент в пределах 0,9–12,56. Например, для нового грузовика полной массой 12–20 т итоговый сбор может составить 271 500 руб. Иностранные автомобили этого сегмента стоят 1,5–2 млн руб., замечает Удалов.

Грузовики в режиме промсборки в России собирают Mercedes-Benz, Renault, Volvo, Scania. Представитель Минпромторга заметил, что министерство ориентируется прежде всего на перспективы локализации «Вольво восток» в Калужской области (с 2009 г. выпускает грузовики Volvo и Renault) и СП «Мерседес-Бенц тракс восток» в Татарстане, созданного с «Камазом» (работает с 2010 г.). На первом заводе, по данным «АСМ-холдинга», в первом полугодии 2012 г. было произведено 3049 грузовиков, на другом – 941. «Вольво восток» кабины импортирует, но планирует выйти на общий уровень локализации в 30% (по некоторым моделям этот показатель уже выше), говорит представитель завода. Источник в «Мерседес-Бенц тракс восток» пояснил, что грузовики в СП собираются крупноузловым методом и кабины завозятся. Инициативу Минпромторга оба отказались обсуждать до появления официальных предложений.

Впрочем, «Камаз» для своих грузовиков планирует наладить производство кабин Daimler мощностью 20 000 штук в год. Проект оценивается примерно в 120 млн евро. Осенью 2012 г. завод начнет собирать и монтировать полученные из Штутгарта сваренные и окрашенные каркасы кабин, с 2013 г. – из крупных узлов сам сваривать кабины, а в 2014–2015 гг. в Татарстан будет перенесена штамповка, напоминает представитель «Камаза». Этот проект может быть подстроен и под нужды СП «Мерседес-Бенц тракс восток», рассуждает Удалов из «Автостата». Но сотрудник СП говорит, что предприятие не планирует покупать эти кабины.