Утилизационный сбор будут платить все российские автопроизводители

С.Николаев

Российские власти придумали, как выровнять условия для импортеров и производителей автомобилей - такое поручение в декабре 2012 г. дал президент Владимир Путин в ходе саммита России и ЕС. Автопроизводители, как и импортеры, будут платить утилизационный сбор: «Механизм гарантий [по утилизации автомобилей] будет ликвидирован», - заявил сегодня министр экономического развития Андрей Белоусов (цитата по «Интерфаксу»), но сроки не уточнил. Ранее его заместитель Алексей Лихачев говорил, что среди основных рассматриваемых вариантов выравнивания условий - поголовная уплата сбора или предоставление гарантий по утилизации. Кроме того, рассматривался компромиссный вариант: импортеры при выполнении определенных условий смогут не платить сбор, а взять на себя обязательства по утилизации ввезенных автомобилей, рассказывали «Ведомостям» два участника обсуждений.

Утилизационный сбор был введен в России с 1 сентября 2012 г. Его уплачивают импортеры автомобилей и некоторые автопроизводители, которые не смогли взять гарантии по утилизации (в основном, это небольшие предприятия по выпуску автомобилей со спецнадстройками). Базовая ставка для легковых автомобилей 20 000 руб., для грузовиков и автобусов - 150 000 руб. Ежемесячные поступления от сбора - 3,5-4 млрд руб., говорил ранее замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Гарантии по утилизации выпускаемых автомобилей в России предоставляют около 350 компаний, следует из списка, опубликованного на сайте Минпромторга.

В сентябре 2012 г. импорт легковых автомобилей сократился по сравнению с августом на 48% до 68 800 шт., в октябре - на 32% до 89 800 шт. Импорт грузовиков в сентябре упал почти в четыре раза до 4200 шт. по сравнению с августом, в октябре - почти в два раза до 8800 шт. Одна из причин - рост импорта в преддверии введения утилизационного сбора. Ряд компаний - Toyota, Ford, Renault и др. - из-за сбора повысили цены на некоторые импортируемые модели.

Затраты, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки, могут быть компенсированы властями, заметил Белоусов. «У нас есть закон об иностранных инвестициях, он действует. Предусмотрена оговорка, согласно которой никакие вновь принимаемые изменения не могут ухудшать условий договора. И мы сейчас работаем вместе с нашими коллегами для того, чтобы компенсировать ухудшение условий реализации договоров», - сказал он. Ранее власти пообещали компенсировать расходы компаний, работающих в режиме промсборки, от повышения пошлин на комплектующие: сейчас они ввозятся по льготным таможенным пошлинам, а по условиям вступления России в ВТО эта льгота будет отменена. Расходы будут компенсированы субсидиями из бюджета. В случае с утилизационным сбором власти планируют сделать «примерно то же самое», заметил Белоусов.

Переход на тотальную уплату утилизационного сбора произойдет не раньше, чем через 4-6 месяцев, поскольку перед этим потребуется внести изменения в существующие законодательные акты, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения вопроса.

В режиме промсборки работают все крупнейшие российские и иностранные автопроизводители и большинство их СП. Представители «Камаза», «Соллерса», Renault не стали комментировать заявление Белоусова. «Мы не согласны с подходом, при котором государство будет отвечать за утилизацию, - прокомментировал представитель Volkswagen Group Rus. - Мы поддерживаем подход, при котором система утилизации будет основываться на рыночных принципах и экономической эффективности. Изначально введение утилизационного сбора не сильно изменило ситуацию на автомобильном рынке и не повлияло на нашу конкурентоспособность. Однако распространение обязанности уплаты сбора на локально произведенные машины ощутимо отразится на рентабельности нашего производства. Мы слышали о том, что прорабатывается возможный механизм компенсации локальным автопроизводителям, однако до тех пор, пока мы не будем проинформированы о том, что он из себя представляет, мы не можем его комментировать».

Решение упразднить гарантии по утилизации и перевести всех на уплату утилизационного сбора формально выровняет условия для импортеров и автопроизводителей, снимет претензии ЕС, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но поскольку власти планируют компенсировать дополнительные расходы компаний, то ситуация на рынке кардинально не изменится, уверен он.