Авто
Бесплатный
Владимир Штанов

Утилизационный сбор будут платить все российские автопроизводители

С.Николаев / Ведомости

Российские власти придумали, как выровнять условия для импортеров и производителей автомобилей - такое поручение в декабре 2012 г. дал президент Владимир Путин в ходе саммита России и ЕС. Автопроизводители, как и импортеры, будут платить утилизационный сбор: «Механизм гарантий [по утилизации автомобилей] будет ликвидирован», - заявил сегодня министр экономического развития Андрей Белоусов (цитата по «Интерфаксу»), но сроки не уточнил. Ранее его заместитель Алексей Лихачев говорил, что среди основных рассматриваемых вариантов выравнивания условий - поголовная уплата сбора или предоставление гарантий по утилизации. Кроме того, рассматривался компромиссный вариант: импортеры при выполнении определенных условий смогут не платить сбор, а взять на себя обязательства по утилизации ввезенных автомобилей, рассказывали «Ведомостям» два участника обсуждений.

Утилизационный сбор был введен в России с 1 сентября 2012 г. Его уплачивают импортеры автомобилей и некоторые автопроизводители, которые не смогли взять гарантии по утилизации (в основном, это небольшие предприятия по выпуску автомобилей со спецнадстройками). Базовая ставка для легковых автомобилей 20 000 руб., для грузовиков и автобусов - 150 000 руб. Ежемесячные поступления от сбора - 3,5-4 млрд руб., говорил ранее замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Гарантии по утилизации выпускаемых автомобилей в России предоставляют около 350 компаний, следует из списка, опубликованного на сайте Минпромторга.

В сентябре 2012 г. импорт легковых автомобилей сократился по сравнению с августом на 48% до 68 800 шт., в октябре - на 32% до 89 800 шт. Импорт грузовиков в сентябре упал почти в четыре раза до 4200 шт. по сравнению с августом, в октябре - почти в два раза до 8800 шт. Одна из причин - рост импорта в преддверии введения утилизационного сбора. Ряд компаний - Toyota, Ford, Renault и др. - из-за сбора повысили цены на некоторые импортируемые модели.

Затраты, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки, могут быть компенсированы властями, заметил Белоусов. «У нас есть закон об иностранных инвестициях, он действует. Предусмотрена оговорка, согласно которой никакие вновь принимаемые изменения не могут ухудшать условий договора. И мы сейчас работаем вместе с нашими коллегами для того, чтобы компенсировать ухудшение условий реализации договоров», - сказал он. Ранее власти пообещали компенсировать расходы компаний, работающих в режиме промсборки, от повышения пошлин на комплектующие: сейчас они ввозятся по льготным таможенным пошлинам, а по условиям вступления России в ВТО эта льгота будет отменена. Расходы будут компенсированы субсидиями из бюджета. В случае с утилизационным сбором власти планируют сделать «примерно то же самое», заметил Белоусов.

Переход на тотальную уплату утилизационного сбора произойдет не раньше, чем через 4-6 месяцев, поскольку перед этим потребуется внести изменения в существующие законодательные акты, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения вопроса.

В режиме промсборки работают все крупнейшие российские и иностранные автопроизводители и большинство их СП. Представители «Камаза», «Соллерса», Renault не стали комментировать заявление Белоусова. «Мы не согласны с подходом, при котором государство будет отвечать за утилизацию, - прокомментировал представитель Volkswagen Group Rus. - Мы поддерживаем подход, при котором система утилизации будет основываться на рыночных принципах и экономической эффективности. Изначально введение утилизационного сбора не сильно изменило ситуацию на автомобильном рынке и не повлияло на нашу конкурентоспособность. Однако распространение обязанности уплаты сбора на локально произведенные машины ощутимо отразится на рентабельности нашего производства. Мы слышали о том, что прорабатывается возможный механизм компенсации локальным автопроизводителям, однако до тех пор, пока мы не будем проинформированы о том, что он из себя представляет, мы не можем его комментировать».

Решение упразднить гарантии по утилизации и перевести всех на уплату утилизационного сбора формально выровняет условия для импортеров и автопроизводителей, снимет претензии ЕС, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но поскольку власти планируют компенсировать дополнительные расходы компаний, то ситуация на рынке кардинально не изменится, уверен он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more