Автопром лишился защиты от снижения пошлин при вступлении в ВТО

Правительство лишает автопроизводителей защиты от снижения пошлин на машины при вступлении в ВТО – с нынешнего года все они будут платить утилизационные сборы. Автоконцерны негодуют и даже грозят сократить инвестиции в Россию
Поступления в бюджет от утилизационных сборов превысят 10 млрд руб. в месяц/ А. Махонин/ Ведомости

Российские власти обяжут всех автопроизводителей платить утилизационный сбор, как это сейчас делают импортеры. «Механизм гарантий [по утилизации выпускаемых автомобилей] будет ликвидирован», – передал «Интерфакс» слова министра экономического развития Андрея Белоусова.

Утилизационный сбор был введен в России 1 сентября 2012 г. Базовая ставка для легковых автомобилей – 20 000 руб., для грузовиков и автобусов – 150 000 руб. Его должны платить импортеры, а российские производители могли предоставить гарантию утилизации машин. Таковых набралось 340 компаний. Они должны были создать сеть пунктов приема автомобилей во всех регионах (как правило, они появились на базе собственных дилеров или партнеров) и заключить договоры с утилизаторами.

Сбор нивелировал снижение пошлин на автомобили после вступления России в ВТО, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В прошлом году они уже снизились на все легковые машины с 30 до 25%, а к 2019 г. опустятся до 15% для новых и до 20% для автомобилей возрастом 3–7 лет.

Но разные правила игры для местных производителей и импортеров вызвали критику со стороны Евросоюза. В декабре 2012 г. на саммите России и ЕС президент Владимир Путин пообещал выравнять условия.

Переход на тотальную уплату утилизационного сбора произойдет не раньше чем через шесть месяцев, поскольку нужно будет внести изменения в существующее законодательство, успокаивает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ежемесячные поступления от сбора – 3,5–4 млрд руб. На импорт приходится около трети продаваемых в России автомобилей, соответственно, поступления от уплаты сбора могут увеличиться примерно втрое, подсчитал Беспалов. Применение деньгам чиновники уже нашли. Средства пойдут на создание и поддержку системы утилизации автомобилей – механизм появится в ближайшее время, говорит Рахманов. Расходы на уплату сбора, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки (они освобождены от уплаты сейчас), будут компенсированы; механизм разрабатывается, уверяет Белоусов. В режиме промсборки работают все крупнейшие российские и иностранные автопроизводители и большинство их СП.

Автопроизводителей эти объяснения не устроили. Если новые правила приведут к существенному повышению расходов на производство, Renault может сократить инвестиции в Россию – в рамках проектов на площадках группы «АвтоВАЗ», ЗиЛа и завода «Автофрамос», сказал представитель компании. Его коллега из Volkswagen Group Rus констатирует, что взимание сбора и за произведенные в России автомобили «ощутимо отразится» на рентабельности производства. Система утилизации должна базироваться на рыночных принципах, а не находиться в ведении государства, добавляет он. При отсутствии компенсаций за взимание сбора рентабельность продаж отечественных автопроизводителей может сократиться на 2–3%, оценивает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Представители «АвтоВАЗа», «Камаза» и «Соллерса» не стали комментировать заявление Белоусова.