Как Фердинанд Пьех вывел Volkswagen в лидеры, а его выгнали из компании

Со смертью Пьеха заканчивается эпоха в истории мирового автомобилестроения
Фердинанд Пьех/ DPA / TASS

В прошлое воскресенье Фердинанд Пьех обедал с женой в баварском ресторане – и вдруг потерял сознание. К вечеру он умер в больнице. Так закончилась история человека, благодаря которому Audi стала люксовым брендом, Volkswagen Group – крупнейшим автопроизводителем в мире, а еще появились потрясающие машины, от лидера гонок Porsche 917 и роскошного Bugatti Veyron до крохотного Volkswagen Lupo, которому на 100 км нужно менее литра топлива. Того человека, которого выгнала из бизнеса собственная родня.

Вязание против моторов

Фердинанд Пьех – представитель клана Порше – Пьех, родоначальник которого создал Volkswagen Beetle и Porsche. Жизнь Пьеха прошла почти в постоянном конфликте с родственниками, владеющими долями в VW Group, писала Automotive News. Он видел в них скорее помеху, нежели соратников и помощников. Технарь до мозга костей, он высмеивал образование по вальдорфской системе у родственников: мол, они «пели, вязали крючком и играли на флейте», пока он расширял семейное дело.

Но и профессионалы среди родни доставляли Пьеху немало неприятностей. В 2008 г. его кузен Вольфганг, руководивший Porsche, пытался поглотить Volkswagen. Неудачно. Porsche набрала под сделку множество кредитов, оказалась в шатком финансовом положении и сама была поглощена в 2012 г. VW Group под руководством Пьеха.

Война за контроль над автоимперией возобновилась. Исход был неясен, но в конце концов Пьех чуть ли не впервые в жизни проиграл аппаратную битву, когда попытался убрать из гендиректоров VW Group своего бывшего протеже Мартина Винтеркорна. Против Пьеха ополчились и родственники, и даже второй после них крупнейший акционер – федеральная земля Нижняя Саксония, где расположены основные заводы VW Group. Не дожидаясь, пока его официально выгонят, Пьех подал в отставку со всех постов.

Но досаждать родне не перестал.

Считанные месяцы спустя разразился дизельгейт. VW Group уличили в том, что ее дизельные двигатели переходили в особый режим при тестах на выбросы вредных веществ и вредность выхлопа снижалась. Пьех дал показания прокуратуре, что еще в феврале 2015 г. подозревал о мошенничестве с дизелями и поделился своими мыслями с правлением и членами семьи – но те якобы спустили все на тормозах. Топ-менеджеры и родня в один голос уверили следователей, что не помнят ничего подобного. Тем все и закончилось.

У Пьеха сохранился серьезный рычаг давления – ему принадлежало 14,7% акций Porsche Automobil Holding SE. Этот фонд владеет в интересах семьи Порше – Пьех контрольным пакетом голосующих акций VW Group. В 2017 г. Пьех под давлением семьи продал долю, получив за нее $1,2 млрд.

Она бы столько не стоила, если бы Пьех не превратил VW Group из убыточной компании в прибыльный бизнес. При нем VW Group стала крупнейшим автопроизводителем Европы, а сразу после его отставки – и мира (если считать все типы автомобилей) и удерживает этот титул третий год подряд.

Как Пьех чуть не обанкротил Porsche

Фердинанд Карл Пьех родился 17 апреля 1937 г. в Вене. Его отец, юрист, женился на дочери инженера-самоучки, которому Адольф Гитлер поручил создать «народный автомобиль» – легендарный «Жук».

Пьех получил инженерное образование в Швейцарии, его дипломным проектом был двигатель для «Формулы-1». В 1963 г. он нанялся на работу к своему дяде в Porsche в Штутгарте инженером, а потом техническим директором.

В 1968 г. Пьеху исполнился 31 год. Он пустил две трети годового бюджета бренда, предназначенного для участия в автогонках, на постройку 25 разработанных командой инженеров под его руководством Porsche 917. Такое количество требовалось для участия в суточной гонке в Ле-Мане. Семья пришла в ужас и обвинила Пьеха в безответственности: окажись машина неудачной, он легко мог поставить компанию на грань краха. Но Porsche 917 стал легендой – выиграл Ле-Ман и так прочно утвердил лидерство в гонках Can-Am, что у зрителей стал падать интерес к ним, шутил автоблог Jalopnik.

А Пьех продолжил эксперименты в Porsche. «Если я хочу чего-то достичь, я решаю проблему, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг меня, – писал Пьех в автобиографии. – Мое стремление к гармонии весьма ограничено». Родня на всякий случай решила отправить его подальше от бюджета компании: патриархи настояли на правиле, что члены клана Порше – Пьех не имеют права занимать исполнительные посты в этой компании.

Тогда (шел 1972 г.) Пьех перешел в Audi, где добрался по кресла генерального директора. Audi в те времена была производителем машин для массового рынка уровня Opel. Пьех превратил ее в премиальный бренд, сделав ставку на технологические новинки. Он участвовал в разработке 5-цилиндрового бензинового двигателя, который впервые в мире стали серийно ставить на автомобиль – легендарную Audi 100. Он ввел систему полного привода Quattro, что создало бренду инновационный имидж и позволило соперничать с Mercedes-Benz (в 2011 г. Audi впервые в истории обогнала Mercedes по продажам пассажирских автомобилей). Он еще в 1993 г. использовал легкие алюминиевые компоненты кузова в Audi A8.

Пьех культивировал безоговорочную лояльность ведущих инженеров, но все равно не доверял им, пишет Automotive News. Еще будучи директором по технической разработке в Audi, Пьех решил продвигать машины, рекламируя их аэродинамические свойства. Он продувал макеты Audi 100 в трубах в разных городах и скрывал результаты тестов – опасался, что кто-то может слить информацию конкурентам.

Как Пьех построил империю Volkswagen

В 1993 г. Пьех стал гендиректором Volkswagen. Компания досталась ему в критическом состоянии, с невиданными убытками.

Пьех отправил в отставку почти все руководство. Но рабочих не тронул: трудные времена пройдут и компании потребуются профессионалы, считал он. Пьех убедил профсоюзы временно сократить рабочую неделю и зарплаты. И оказался прав – рационализация производства вернула компанию к прибыльности. В год его прихода в компанию она получила 1 млрд евро убытка, а в 2002 г., когда Пьех сменил кресло гендиректора на пост председателя наблюдательного совета, – 2,6 млрд евро чистой прибыли. Всего же за 22 года его пребывания в VW Group, по данным Bloomberg, ее рыночная стоимость выросла в 15 раз.

При Пьехе VW Group перешла на стратегию единых платформ: на одной и той же базе строились машины, конкурировавшие в одном и том же сегменте под разными брендами. Как говорил бывший гендиректор Porsche Венделин Видекинг газете Handelsblatt, с конвейера не могло сойти ничего, что бы Пьех лично не проинспектировал со всем тщанием.

При Пьехе VW Group вышла в сектор люксовых автомобилей, купив в 1998 г. Bugatti, Bentley и Lamborghini, и закрепилась на массовом рынке, приобретя Seat и Skoda. В марте 2008 г. Пьех убедил миллиардера Якоба Валленберга продать Volkswagen долю в шведском автопроизводителе грузовиков Scania. К концу 2012 г. VW Group имела в собственности или контролировала 12 брендов, в том числе суперкары Lamborghini, грузовики MAN и Scania и мотоциклы Ducati. Пьех не раз предлагал Серджио Маркионне продать Alfa Romeo, но получал отказ.

Пьех использовал личные связи, чтобы уговорить Осаму Судзуки вступить в 2009 г. в союз с Volkswagen. Компании обменивались технологиями, к тому же Suzuki помогла бы коллегам в завоевании Индии. Но через два года начались судебные тяжбы, и в 2015 г. компании расстались. Японцы обвиняли немцев в сокрытии технологий, которыми обещали поделиться, и неуживчивости.

Как разочаровать Пьеха

Пьеха и впрямь нельзя было назвать милым человеком. Корреспондент американского журнала Automobile как-то разговорился с ним накануне открытия автосалона во Франкфурте, где его Volkswagen представлял новинки. Пьех проявил чудеса дипломатии, закончив разговор фразой: «В Японии таких авторов, как ты, давно бы выловили мертвыми из моря».

Бывший вице-президент General Motors Боб Лутц как-то назвал Пьеха «автократом из автократов». Хотя нет никаких свидетельств причастности Пьеха к дизельгейту, его обвиняли в том, что созданная им корпоративная культура и привела к скандалу. Инженерам проще было схитрить, чем признаться, что не могут достичь поставленной цели, пишет Automotive News.

Видекинг рассказывал Handels­blatt: «Всегда было рискованно ставить на то, что вы можете рассчитывать на поддержку Пьеха». Видекинг лишился своей должности в 2009 г. стараниями Пьеха. Как писал сам Пьех в автобиографии, его расположение легко потерять: «Надо всего лишь сделать дважды одну и ту же ошибку».

Он прославился умением переигрывать соперников, используя конфликты внутри компании. Он мог поддержать лидеров профсоюзов, чтобы навредить топ-менеджменту, – например, спихнуть гендиректора концерна Бернда Пишетсридера в 2006 г. или гендиректора бренда Volkswagen Вольфганга Бернхарда в 2007 г., когда они заговорили о переносе производства в страны с более дешевой рабочей силой, перечисляет Automotive News.

Но доставалось и профсоюзам. В 2008 г. партийного босса Клауса Фолькерта приговорили почти к трем годам заключения за то, что он за счет компании ездил в секс-туры.

Пьеха мало беспокоил его образ жесткого и бескомпромиссного лидера. «В первую очередь я всегда считал себя человеком производства, – писал Пьех в своей автобиографии. – Бизнес и политика никогда не отвлекали меня от сути моего призвания: проектировать и выпускать привлекательные автомобили».