В России легализуют параллельный импорт автозапчастей

Это упростит обслуживание машин, но возникнут сложности с гарантией
Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство 30 марта разрешило так называемый параллельный импорт – ввоз в Россию «востребованных оригинальных товаров» иностранного производства без согласия правообладателей. Постановление, отменяющее ответственность за параллельный импорт, подписано, говорится в сообщении на сайте кабинета министров. Сам перечень товаров должен сформировать Минпромторг на основании предложений ведомств.

В список «востребованных оригинальных товаров» войдут запчасти для автомобилей и спецтехники, рассказали «Ведомостям» источники в отраслевых организациях.

В отношении товаров из перечня, ввозимых в Россию в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры, а продукция будет подлежать гарантированному обслуживанию, заверило правительство. «В условиях внешних ограничений принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них», – отмечается в сообщении.

Представитель Минпромторга от комментариев отказался. Министерство делало запросы в отношении потребности в параллельном импорте в компании, эксплуатирующие грузовую и специальную технику, говорит источник «Ведомостей», знакомый с обращением министерства. Источник в одной из отраслевых организаций автопрома слышал о планах ввести автозапчасти в перечень для параллельного импорта. Но суть в номенклатуре тех запчастей, которые разрешат ввозить в таком режиме, а она будет известна намного позже, отмечает он.

Коснется ли разрешение на параллельный импорт автомобилей, пока не ясно. Запчасти и принадлежности для «средств наземного транспорта», а также сами такие транспортные средства (кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава) фигурируют в предварительном списке товаров для параллельного импорта, который формирует Минпромторг. «Ведомости» ознакомились с таким вариантом перечня, но его актуальность подтвердить не удалось. Источникам газеты также не известно о включении в список транспортных средств.

Легализация параллельного импорта автозапчастей была одной из рекомендаций Российской ассоциации автодилеров (РоАД) регулятору. Об этом «Ведомостям» сказал вице-президент РоАД Алексей Подщеколдин. Он напоминает, что сейчас по закону о защите прав потребителей сделать гарантийный ремонт транспортного средства можно только с оригинальными запчастями. А их ввезти в Россию может пока лишь правообладатель бренда. Несмотря на то что сейчас ряд компаний автопрома приостановили работу в России, вести параллельный импорт продукции того или иного бренда, вероятно, можно будет только после официального заявления компании об уходе с рынка, считает Подщеколдин.

По подсчетам «Ведомостей», на конец третьей недели марта в России продолжали работать лишь 44% мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей, которые были задействованы в 2021 г. В прошлом году они выпустили 607 000 легковых и легких коммерческих автомобилей. Но пока никто из крупных игроков автомобильной индустрии не заявил об окончательном уходе с российского рынка.

В 2021 г. в Россию было ввезено 1,481 млн т частей и принадлежностей транспортных средств на $10,67 млрд, следует из данных ФТС. Это на 22% больше в количественном выражении и на 39% – в денежном по сравнению с 2020 г.

Параллельный импорт запчастей – это спасение для отрасли, иначе скоро вся техника, особенно коммерческая, будет останавливаться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Если транспортное средство находится на гарантии и обслуживается у официального дилера, то оно может быть снято с гарантии импортером в случае использования неоригинальных запчастей, указывает эксперт. Но в случае если импортер не может предоставить оригинальные запчасти, то он сам нарушает условия контракта с дилером, продолжает он. Условия взаимодействия между дилером и импортером будут зависеть от конкретного дилерского контракта, говорит Бургазлиев.

Ввоз продукции параллельными импортерами на территорию России не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки, отмечает ФАС в своем сообщении к подписанному постановлению. При обнаружении в товаре недостатка в течение гарантийного срока удовлетворить требования потребителя обязан не только производитель, но и продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, поясняет служба, ссылаясь на закон о защите прав потребителей.

Фактически параллельный импорт существует на российском рынке товаров и услуг с незапамятных времен, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Противоречить закону это стало в 2002 г., когда в законе закрепили национальный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак (сейчас ст. 1487 ГК РФ. – «Ведомости»), поясняет он. Норма появилась, а серый рынок товаров никуда не исчез, потому что административной ответственности за ввоз товара без разрешения производителя не установлено, говорит Федюкин.

Параллельный импорт позволяет диверсифицировать каналы поставки товаров, устраняя риски искусственного дефицита и злоупотреблений уполномоченных правообладателей в сфере ценообразования за счет усиления конкуренции, отмечает юрист. «Минус на самом деле только один – потоки такой продукции труднее контролировать на предмет соответствия заявленному качеству, техническим регламентам и иным требованиям закона», – пояснил Федюкин.