Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева|Оксана Гавшина
Статья опубликована в № 2684 от 06.09.2010 под заголовком: Скинутся на трубу

"Транснефть" уговорила нефтяные компании вложиться в проект за 140 млрд руб.

ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Лукойл» согласились финансировать строительство нефтепровода Заполярное – Пурпе, объявила «Транснефть». Расходы на проект могут превысить 140 млрд руб.

Нефтяники и «Транснефть» давно спорят о финансировании строительства трубопроводов для запуска новых нефтяных месторождений в Ямало-Ненецком округе, в том числе Заполярное – Пурпе. «Наверное, с нефтяниками будем в складчину [его] строить», – говорил в июне президент «Транснефти» Николай Токарев. До сих пор нефтяники не соглашались. Но в пятницу Токарев объявил, что ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Лукойл» согласились финансировать проект. Предполагается, что для этого будет создана совместная компания с участием «Транснефти», отметил Токарев, монополия за счет льгот по тарифам компенсирует нефтяникам затраты и постепенно выкупит их доли в проектном СП. Других деталей президент «Транснефти» не раскрыл, только предварительные параметры нефтепровода: мощность – 12 млн т, стоимость – около 60 млрд руб.

Представитель «Газпром нефти» от комментариев отказался. Его коллега из ТНК-ВР лишь подтвердил заинтересованность в проекте. «Лукойл» будет рассматривать предложение, говорит представитель этой компании. Но «экономическая эффективность серьезных вложений в нефтепровод не очевидна», отмечает он, для «Лукойла» с учетом небольших объемов будущей прокачки наиболее привлекательный вариант – это поставки по железной дороге. Два сотрудника нефтяных компаний уверяют, что никаких решений пока не принято. Нет и точной оценки инвестиций и будущих льгот: создание СП – один из обсуждаемых вариантов, нефтяники также предлагают допэмиссию «Транснефти» в пользу государства, однако единой позиции у чиновников нет. Получить комментарии представителя правительства в выходные не удалось.

В августе правительственная комиссия по ТЭКу предварительно утвердила программу освоения ЯНАО и севера Красноярского края. В проекте документа были другие параметры трассы Заполярное – Пурпе. Всего их пять. «Предпочтительный» вариант предполагает, что придется вкладываться сразу в две системы: строить новый нефтепровод Заполярное – Пурпе на 488 км и мощностью 34,7 млн т в год, а также расширять нефтепровод «Роснефти» Ванкор – Пурпе. Чтобы тот мог обеспечить прокачку 35,3 млн т нефти в год, нужны четыре новые перекачивающие станции. Кроме того, необходимо построить 969 км подводящих нефтепроводов. Тогда к обеим системам смогут подключиться 24 новых участка, добыча на которых вместе с действующим Ванкорским месторождением достигнет к 2017–2020 гг. 70 млн т в год (см. рисунок). Общие инвестиции в обе стройки – 105,6 млрд руб. с НДС в ценах на конец 2009 г. А с учетом подводящих нефтепроводов – 141,8 млрд руб., говорится в документе.

Если предположить, что нефтяники будут финансировать новую стройку пропорционально будущей прокачке, то больше всех придется потратить ТНК-ВР: к 2020 г. на нее придется почти 24 млн из 70 млн т (с учетом доли в «Славнефти»), следует из проекта программы. На втором месте – группа «Газпром» (19 млн т). На «Лукойл» придется меньше 1 млн т.

Но инвестиции ожидаются именно «частные», гласит программа, расходов из бюджета не планируется (собственные средства «Транснефти» тоже учитываются как частные). А 105,6 млрд руб. на магистральные нефтепроводы должны быть вложены уже в 2010–2013 гг.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать