Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: «Аэрофлот» оттаял

«Аэрофлот» избежал массовых исков

После декабрьского авиаколлапса «Аэрофлоту» удалось избежать громкого судебного разбирательства с пассажирами: иски против авиакомпании подали единицы. Защищать права потребителей невыгодно, в том числе и для самих пострадавших, признают юристы
Д.Гришкин
«Аэрофлот»

Авиакомпания. Пассажиропоток (2010 г.) – 11,3 млн человек. Акционеры: 51,2% – у государства. Капитализация – $2,8 млрд. Выручка (2010 г.) – $3,85 млрд. Чистая прибыль – $346 млн.

С 25 по 29 декабря 2010 г. «Аэрофлот» отменил 212 рейсов, почти все остальные были задержаны. В те дни в «Шереметьево» вовремя не смогли вылететь (с учетом минимальных задержек в 15 минут) более 25 000 человек. Многие ждали вылета сутками. Коллапс произошел из-за ледяного дождя, а у «Аэрофлота» не хватило антиобледенительной жидкости.

Пассажиры грозили тогда «Аэрофлоту» многочисленными исками. В частности, адвокат Московской коллеги адвокатов Сергей Жорин и его коллеги приехали непосредственно в аэропорт, планируя собрать не менее 500 обращений. Группу из обиженных пассажиров «Аэрофлота» начал собирать другой адвокат – Сергей Литвинцев. В итоге, по его словам, записалось около 1000 человек.

Оба юриста начали со стандартной – прописанной в законе – процедуры: писем в «Аэрофлот» (с документами, доказывающими траты пассажиров, и суммой моральной компенсации), ожидания ответа, а затем – в случае отказа компании – подачи иска в суд.

Отказ перевозчика была очевиден – ведь по закону за час задержки рейса полагается выплата 25 руб., пассажиры требовали около 4000 руб. «Аэрофлот» тем временем запустил кампанию по выдаче ваучеров на покупку билетов. Но, как очень скоро выяснилось, с компенсации необходимо было платить 13%-ный подоходный налог. Это понравилось далеко не всем пассажирам. Вместо запланированных к выдаче 24 000 ваучеров перевозчик раздал менее 5000, сообщил сотрудник «Аэрофлота».

В конце февраля Жорин объявил о том, что поданы первые 50 исков на общую сумму более 10 млн руб. с требованием компенсации убытков и морального вреда. Иски были заявлены по месту жительства пострадавших пассажиров в различные суды России. В суд готовятся обратиться еще 462 пострадавших пассажира «Аэрофлота», пообещал тогда Жорин.

Параллельно он вел переговоры с менеджментом авиакомпании. Они завершились удачно: перевозчик согласился на компенсацию, адвокат отозвал иски. Стороны до сих пор не называют сумму. «Аэрофлот» опасается, что в случае обнародования цифр можно создать на будущее опасный прецедент, признается источник в компании. Размером компенсации удовлетворены все 500 человек, заявил вчера Жорин, отметив, что «дело «Аэрофлота» уже в прошлом».

Группа Литвинцева осталась только в Facebook (на созданной им странице зарегистрировано 517 человек). Сам адвокат не занимается этим делом 1,5 месяца. «Срочное задание по работе», – объясняет он. По словам Литвинцева, чтобы довести начатый процесс до суда – срок давности еще позволяет (один год), – надо собрать команду человек из 10, которые бы занимались рутинной работой. Правда, на это требуются средства. Люди готовы помочь, но обычно контактами, говорит Литвинцев. Он знает нескольких человек, которые подали иски в частном порядке, «кто-то из них отсудил 15 000 руб.».

Защищать права потребителей невыгодно и долго – как для истца, так и для его адвоката, говорит партнер «Юста» Артур Рохлин: обычно сумма компенсации незначительная, несопоставимая с временными и финансовыми затратами.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать