Бизнес
Бесплатный
Анастасия Дагаева
Статья опубликована в № 2893 от 13.07.2011 под заголовком: Борьба за пассажиров

«Домодедово» все сложнее сохранять первое место среди аэропортов страны

«Домодедово» все сложнее сохранять первое место среди аэропортов страны. Его главному конкуренту, «Шереметьево», помогает рост перевозок «Аэрофлота»
А.Махонин

Домодедово

Аэропорт. Акционер: 100% – у DME Ltd (единственный бенефициар – председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик). Выручка – 29,7 млрд руб. (2010 г.). Чистая прибыль – 8,3 млрд руб.

Шереметьево

Аэропорт. Акционеры: 100% – у государства Выручка (РСБУ, 2010 г.) – 8,56 млрд руб. чистая прибыль – 784,9 млн руб.

В первом полугодии 2011 г. «Домодедово» обслужило 11,2 млн пассажиров, а «Шереметьево» – 10 млн, сообщили компании. «Домодедово» сохраняет лидерство по числу пассажиров, при этом «Шереметьево» показало более высокие темпы роста – 17% против 15% у конкурента. Похожий разрыв между аэропортами – 1,2 млн человек – был в первом полугодии 2009 г.: «Домодедово» из-за кризиса и банкротства авиакомпаний альянса «Эйрюнион» тогда просело на 21%, тогда как «Шереметьево» – на 10,3%. Максимальная же разница – 2,5 млн пассажиров – была по итогам шести месяцев 2008 г.

«Домодедово» стало крупнейшим аэропортом страны в феврале 2005 г. И с тех пор лишь однажды, в феврале 2011 г., уступало лидерство «Шереметьево» (см. график). Январский теракт в «Домодедово» обрушил производственные показатели аэропорта: на какое-то время многие отказались от услуг авиакомпаний, базирующихся в «Домодедово», в пользу шереметьевских, указывает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Правда, с тех пор «Домодедово» восстановило позиции и по итогам июня обгоняет конкурента уже на 17,7%. Темп роста пассажиропотока у крупнейшего аэропорта страны сейчас тоже выше, чем у «Шереметьево». Последнему мешали литерные рейсы, которые базировались в аэропорту с середины апреля до конца июня из-за ремонта полосы во «Внуково», отмечает Сахнова. По ее расчетам, это снизило пропускную способность «Шереметьево» на 10–15%. О том, что литерные рейсы подпортили статистику аэропорта, говорит и топ-менеджер «Шереметьево».

А в целом, констатирует Сахнова, конкуренция между крупнейшими аэропортами страны усилилась. К примеру, во второй половине прошлого года «Шереметьево» показывало более завидные результаты по темпам роста. Именно с прошлого лета базовая авиакомпания аэропорта – «Аэрофлот» стал агрессивно выходить на рынок туристических перевозок, напоминает эксперт. Гендиректор перевозчика Виталий Савельев любит повторять, что «Аэрофлот» в прошлом июне установил рекорд, перевезя за месяц более 1 млн человек. По итогам нынешнего июня показатель увеличился еще на 21% – до 1,26 млн (данные авиакомпании). С вводом терминала D растет и транзитный пассажиропоток «Аэрофлота», указывает Сахнова.

Усилила с прошлого лета свои позиции в «Шереметьево» и «Трансаэро» (ее базовый аэропорт – «Домодедово»). Перевозчик и аэропорт в апреле 2010 г. подписали меморандум о сотрудничестве, после чего число туристических рейсов «Трансаэро» в шереметьевском расписании стало заметно больше. Именно «Аэрофлот» и «Трансаэро» по итогам пяти месяцев 2011 г. росли быстрее всех из крупнейших перевозчиков России – 22,3 и 21,2% соответственно (среднерыночный показатель – 15,3%), говорится на сайте Росавиации.

Наконец, не в пользу «Домодедово» нехватка площадей, продолжает Сахнова. Действующий терминал обслуживает больше пассажиров, чем позволяют его площади: в 2010 г. через него прошло 22,3 млн человек при пропускной способности в 17 млн, говорилось в отчете Goldman Sachs. Дефицит площадей – одна из серьезных проблем, которая может сдерживать развитие «Домодедово», отмечали и аналитики JPMorgan: на человека в год здесь приходится лишь 6 кв. см (против 25 кв. см у «Шереметьево»). Но «Домодедово» понимает эту проблему и планирует расширяться, напоминает Сахнова, «Шереметьево» же может помочь появление третьей полосы.

У «Шереметьево» нет задачи обгонять «Домодедово», хотя предпосылки для этого есть, говорит топ-менеджер компании: его прогноз по росту пассажиропотока – 25–30% в год (т. е. до 24,1–25,1 млн человек в 2011 г.). Если прогноз сбудется, то лидер вполне может поменяться. «Домодедово» планирует перевести в 2011 г. 25 млн (+12%), сказал представитель компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать