Как помочь экспорту автомобилей

Минпромторг к 2012–2014 гг. намерен разработать меры поддержки экспорта для автопроизводителей. Как раз к этому моменту российский рынок должен достигнуть насыщения и заводы будут готовы поставлять автомобили за рубеж

Правительство намерено дополнительно стимулировать экспорт автомобильной техники и создание профильных предприятий за рубежом, следует из презентации директора департамента Минпромторга Алексея Рахманова, представленной на Форуме Адама Смита. Предполагается, что этот пункт должен быть реализован в 2012–2014 гг., объяснил «Ведомостям» заместитель Рахманова Алексей Жидяев. Поддержку могли бы получить и создавшие в России производственные мощности глобальные автоконцерны, например Hyundai и Kia, а также существующие за рубежом предприятия традиционных российских производителей, отметил он. Это будет следующим этапом поддержки автопрома после завершающейся реализации антикризисных мер, подчеркнул чиновник.

Разработка мер поддержки пока не начата, конкретные инструменты Минпромторгу еще предстоит определить совместно с Минэкономразвития, рассказал чиновник Минпромторга.

Представитель Минэкономразвития не смог прокомментировать инициативу Минпромторга. Чиновник Минфина говорит, что новых мер Минпромторг еще не предлагал. Поддержка экспортеров в виде субсидирования ставок по кредитам действует и сейчас, на следующий год на это заложено 3 млрд руб. На эти средства могут претендовать и автопроизводители, отметил он. Опрошенные «Ведомостями» автопроизводители также не знают о предложениях министерства. Они должны быть готовы во второй половине 2012 г., говорит один из них.

«Камаз» не раз заявлял, что ему интересно развитие экспорта – у компании есть сборочные площадки в Индии, Вьетнаме, Иране, Казахстане, напоминает ее представитель. «Камазу» хотелось бы получить поддержку, но что именно нужно компании от государства, он не говорит. «АвтоВАЗ» для развития экспорта хотел бы софинансирования из бюджета покупки и разработки технологий производства автомобилей, соответствующих стандарту «Евро-5», а также снижения тарифов на перевозку готовых автомобилей, говорит его представитель.

А вот глобальным автоконцернам помощь государства пока не нужна. Такие меры будут необходимы лишь лет через пять – до этого альянс Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» будет работать в основном на удовлетворение растущего местного спроса, говорит представитель Renault. Согласно стратегии развития автопрома этап быстрого роста рынка завершится в 2016 г. – тогда продажи легковых автомобилей вырастут в 2,5 раза по сравнению с 2009 г. до 3,4 млн шт., а к 2020 г. объем продаж увеличится лишь до 3,6 млн шт.

У всех пришедших в Россию иностранцев главная задача – обеспечить автомобилями внутренний рынок, подтверждает топ-менеджер «дочки» иностранного автоконцерна. Поэтому им нужно резко увеличивать уровень локализации и повышение качества автокомпонентов местного производства, резюмирует он.