«Протек»: покупатели переходят на дорогие лекарства
В I квартале 2012 г. выручка группы компаний «Протек» (работает в трех сегментах фармацевтического рынка: производстве, дистрибуции и рознице) составила 28,5 млрд руб. – на 18,8% больше, чем годом ранее, сообщила сегодня компания (неаудированные данные).
Выручка сегмента «дистрибуция» (основная компания – фармдистрибутор «Протек») в первые три месяца 2012 г. выросла на 17,5% до 24,6 млрд руб., а рост продаж в упаковках снизился на 5,5% до 194 млн. Общий объем продаж вырос в первую очередь за счет увеличения продаж на коммерческом рынке (т. е. в аптеки) – на 25,5%, указывает компания. Коммерческий сегмент – главный драйвер роста всего фармацевтического рынка за счет меньшего числа «ценовых» ограничений (государство регулирует цены на жизненно важные и необходимые лекарства, они не могут стоить дороже, чем зарегистрированная в Минздравсоцразвития цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки, устанавливаемые регионами. – «Ведомости») и активного развития сегмента парафармацевтики, рассказал во время телефонной конференции президент группы «Протек» Вадим Музяев.
В I квартале 2012 г., по предварительным данным «Фармэксперта», общий объем российского фармрынка составил около $6,5 млрд, примерно на 7% больше, чем годом ранее. Самая сильная динамика – в розничном сегменте: он вырос на 19% примерно до $4,5 млрд. На втором месте по объемам и динамике льготное лекарственное обеспечение – $1,3 млрд и 17%. Наихудшая ситуация пока в госпитальном сегменте – объем продаж сократился на 41%, отмечает директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов.
Выручка розничного сегмента «Протека» (основная компания – аптечная сеть «Ригла») I квартале 2012 г. увеличилась на 12,5% до 3,89 млрд руб. Выручка в сопоставимых аптеках (L-f-l, насчитывает 606 точек) увеличилась лишь на 4,2%. При этом средний чек вырос на 10,5%, а количество чеков упало на 5,7%. Музяев объясняет снижение трафика ростом числа аптек в России. Средний чек, по его словам, растет, в том числе благодаря расширению ассортимента (формирование его под сезон), а также переходу потребителей на более дорогие лекарства. На дешевые препараты спрос снижается, а на более дорогие растет, говорил ранее гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. За девять месяцев 2011 г. продажи угля активированного, валидола, корвалола, диазолина и тауфона снизились на 20 млн упаковок, приводил он пример.
Выручка сегмента «производство» («Фармфирма «Сотекс») в I квартале 2012 г. выросла на 20,1% до 1,6 млрд руб. За первые три месяца выручка собственных брендов компании выросла на 164% до 650 млн руб. Собственные бренды более маржинальны, указывала ранее компания.